Буддавихара (на пали и санскрите — «обитель Будды») была основана тайским учителем Пхра Аджаном Чатри Хемапандха 15 октября 2006 года при поддержке Национального бюро по буддизму Таиланда и Верхной Буддийской Сангхи королевства Таиланд, посольства Таиланда в России, Дацана Гунзэчойней (Буддийская традиционная сангха России), тайской общины Петербурга и русских последователей буддизма.
Аджан Чатри родился 15 ноября 1969 года в провинции Пхатталунг на юге Таиланда в буддийской семье. Уже к 12 годам он был монахом в монастыре Ват Бансуан и обучался в гимназии при Королевском буддийском университете им. Махачулалонгкорна в Бангкоке. Наряду с обычными школьными предметами он изучал буддийскую философию, языки пали и санскрит. Во время учёбы в гимназии Аджан Чатри каждый год ездил на каникулы в монастырь Суан Мокх, чтобы слушать учение у Аджана Буддадасы, которого ЮНЕСКО признало человеком мира. После окончания гимназии Аджан Чатри поступил в Королевский буддийский университет на факультет гуманитарных наук по специальности английская литература и психология.
Среди его первых учителей были Аджан Кавиварапорн (1939) и Паньянанда Бхикку (1911—2007) — одни из самых уважаемых буддийских монахов Таиланда XX века. Одним из родных монастырей Аджана Чатри являтся монастырь Суан Мокх — «Сад Освобождения», основанный Аджаном Буддадасой и находящийся в районе Чайя провинции Сураттхани на юге Таиланда. Буддадаса Бхикку (1906— 1993), создавший с нуля один из самых популярных центров медитации Таиланда, делал очень многое для привлечения к духовной практике иностранцев, построив специально для них международный центр медитации Анапанасати (Dhamma Hermitage Center). Своей целью Буддадаса называл преодоление материализма, охватившего европейские, американские и многие азиатские умы. Эти же цели преследовал и Аджан Чаа (1918-1992), не менее популярный среди иностранцев монах и учитель медитации, патронировавший первые тхеравадинские центры в странах Европы. И Аджан Паньянанда, и Аджан Буддадаса, и Аджан Чаа были настоящими духовными наставниками для многих людей по всему миру, в том числе для Аджана Чатри.
Аджан Чатри не только стал буддийским учителем к 24 годам, закончив Королевский буддийский университет, но и продолжил свое образование за границей Сиама, обучаясь в высших учебных заведениях Англии и Австралии по специальности дипломатия и миротворчество.
В 1997 году он выиграл грант на обучение в программе по обмену студентов, приуроченной к столетию дипломатических отношений между Россией и Таиландом. Финансирование программы осуществлялось МИДом и Министерством науки и образования России. Аджан Чатри приехал в Россию не только для того, чтобы учиться, но и чтобы помогать россиянам понять Учение Будды, участвовать в его распространении, развивать дипломатические и культурные отношения между странами.
На сегодняшний день Буддавихара (г.Санкт-Петербург) – это единственный в России буддийский центр медитации традиции Тхеравада – древнейшего направления буддизма, распространенного в странах Юго-Восточной Азии и на Шри-Ланке.
Можно сказать, что сейчас Буддавихара является настоящим духовным центром, привлекающим людей самых разных религиозных взглядов. Основное направление деятельности центра – проведение практик по медитации випассана. Термин «випассана» на пали или «випашьяна» на санскрите (विपश्यना) означает «проникновенное видение» и подразумевает созерцание четырёх благородных истин и идеи невечности. Те, кто занимаются таким созерцанием, должны прийти к осознанию непостоянства (аничча), неудовлетворительности (дуккха) и безличности (анатта) явлений опыта (дхамма). Такая практика должна привести к разотождествлению с элементами опыта и, таким образом, устранить предпосылку для появления психологического, а затем и физического страдания. Випассана-бхавана в Палийском каноне — одно из двух основных направлений развития медитации, — наряду с «саматха-бхавана», развитием спокойствия, собранности и сосредоточения.
В Буддавихаре рады не только последователям тайского буддизма, но и тибетским учителям, которые периодически читают здесь лекции и дают посвящения, мастерам дзэн-буддизма, проводящим ретриты, а также всем тем, кто интересуется философией, стремится к духовному росту и саморазвитию. С момента открытия Буддавихары в ней прошло не менее 700 ретритов по медитации випассана, не менее 100 тибетских ретритов и около 50 ретритов дзен-буддизма и множество семинаров по психологии. Большая часть участников ретритов не являются строгими последователями какой-либо религии, это люди самых обычных занятий и профессий, интересующиеся изучением и развитием своего ума, самосовершенствованием.
Аджан Чатри делает всё возможное для приглашения в Россию самых известных буддийских учителей Таиланда, Мьянмы (Бирмы), Шри-Ланки, дзен-мастеров и тибетских учителей разных традиций. При поддержке Буддавихары в Россию приезжали такие учителя, как Аджан Джаясаро, Аджан Сумедхо, являющиеся признанными авторитетами в буддийской практике.
Однако центр живет не только религией, но и культурой, являясь символом современного диалога буддийской и христианской цивилизаций, а также диалога культур. В Буддавихаре проходят выставки тайского искусства, мастер-классы по тайской кухне, уроки тайского языка.
По приглашению настоятеля в Буддавихаре читают лекции известные европейские ученые-религиоведы. В ноябре 2011 и марте 2012 года в гостях у центра была Киеко Обузе — профессор Оксфордского университета, специалист по истории ислама и дзэн-буддизма. Многие профессора буддийского университета им. Махачулалонгкорна читали здесь лекции и проводили свои ретриты, такие как Аджан Чаукун Прасёрт Мантасеви, являющийся будиийским учителем короля Таиланда.
Среди проектов, реализуемых центром, стоит выделить проект подготовки полного перевода Трипитаки на русский язык, перевод книг известных тайских монахов, бирманских учителей. Важным аспектом деятельности Буддавихары, являющейся официальным представительством Национального бюро по буддизму Таиланда в России, Прибалтике и Восточной Европе, является поддержка буддийских общин в России, вне зависимости от направления, к которому они принадлежат.
За 17 лет своего существования Буддавихара прошла серьёзный путь развития, преодоления трудностей и решения проблем, поиска своего места на духовной карте Санкт-Петербурга. Каждый, вне зависимости от вероисповедания и религии, может приехать в Буддавихару, чтобы заниматься медитацией или просто выпить чаю, поесть вкусной еды, послушать лекции по буддийской философии или принять участие в практике по випассане. Для Аджана Чатри буддизм это не только религия, а в том числе система самопсихотерапии, практики для очищения ума от загрязнений и универсальные методики саморазвития. Можно сказать, что Буддавихара сейчас это самодостаточный буддийский центр, привлекающий людей разных возрастов, профессий, национальностей и вероисповеданий, которых объединяет одно – духовный поиск, развитие сознания и желание жить осознанной жизнью.
Каждые две недели на выходных в Буддавихаре проходят ретриты по медитации випассана, собирающие несколько десятков человек со всей России, а по воскресеньям в дни отсутствия практик – воскресные церемонии, в которых может принять участие любой желающий. Все, кто хотят поддержать работу центра, могут принять участие в качестве волонтёра во время проведения практик, либо приехать в другие дни и помочь с поддержанием порядка, благоустройством территории, привезти продукты для центра.
Буддавихара создана не только для буддистов, но и для людей других религиозных взглядов, а также и тех, кто не причисляет себя к какой-либо религии. Это место получения универсальных знаний и учений. Аджан Чатри никогда не хотел, чтобы люди принимали буддизм как веру или религию. Каждый человек имеет право развивать себя и выбирать свой собственный духовный путь. Каждый человек имеет право освободиться от привязанностей, страдания и круга Сансары. Человек изучает религию, в том числе буддийскую философию, чтобы освободиться от религии как веры и как догмы, очистить свои собственные духовные загрязнения, совершать только хорошую карму и достичь Нирваны.