нет. Зло, добро — это только Природа. Кроме Природы ничего нет.
Цель буддийской практики — понять, что такое Природа?
Природа не зависит от наших желаний, наших эмоций, чувств. Она просто существует такой, какая она есть. Процессы не подчиняются человеку — ни физические процессы (например, процессы нашего тела), ни духовные процессы (ум и проч.).
Мы должны принимать мир, Природу такими, какие они есть. Политические изменения — это тоже Природа. Все в мире — объект непостоянства.
Люди должны понимать закон природы. Но самое важное для нас — это понимать себя. Самое важное — сознание. Недостаточно видеть какие-либо внешние свойства, нужно смотреть на суть явления. Познать себя — это не посмотреться в зеркало. Познать себя — это понять свое сознание, увидеть свою Природу, природу процессов.
Религии возникают из непонимания человеком окружающего его мира. Человек не понимал мира, придумывал духов, божеств, возникали приметы и суеверия. Самая важная религия — это не вера в высшие силы, а понимание. Важнее веры — понимание.
Следующая эпоха — это время, когда люди будут понимать закон Природы. Любое учение должно быть не наркотиком, а лекарством,
которое избавляет нас от духовных болезней.
Что такое закон Природы? Будда сказал, что человек всегда должен помнить о нескольких вещах.
1) Byadhidhammata (Пийяти-дхаммата): нельзя избежать болезней
2) Jaradhammata (Чара-дхаммата): нельзя избежать старости
3) Maranadhammata (Марана-дхаммата): нельзя избежать смерти
4) Piyavinabhavata (Пийявина-павата): нельзя всегда сохранять любовь и положительные чувства, ощущения
5) Kammassakata (Каммасаката): нельзя избежать влияния собственной кармы.
Качества практикующего (21.02.2012)
Первое, что должен иметь человек, чтобы быть счастливым и успешным в жизни и практике — это благородные друзья (пали: kalyana-mitta).
Хорошими друзьями могут быть не только люди, но и наши вещи, знания, книги, все, что полезно для нас.
Нехороший друг — это тот, кто говорит плохо о вас. Нехорошие друзья — те, которые подводят вас, предают. Они говорят сплетни за спиной, советуют нарушать обеты, принять неправильный образ жизни.
Самое главное для нас — это благородные друзья. Это люди, которые не ревнуют, не завидуют нам. Благородные друзья — это не обязательно приятели. Друзьями могут быть и наши родственники, наши родители, хорошие учения. Но надо помнить, что не все учения благородны.
Кто самый лучший друг для вас? Вы сами. Мы можем выбрать, что нам делать, с кем нам общаться.
Второе, что необходимо развивать — это умение размышлять, анализировать (пали: yonisomanasikara). Перед тем, как сделать что-либо, сказать что-либо, нам нужно думать. Нужно думать перед тем, как думать. Нужно уметь определять, какие плоды у каждого поступка, каждого слова, каждой мысли. Нужно спрашивать себя: о чем я хочу подумать? Полезны ли эти мысли? Плохие мысли — это уже плохая карма.
Нам необходим глубокий анализ. Нужно смотреть на то, что будет, каковы последствия наших слов, мыслей и действий. Сюда же относится и размышление об учении Будды, о Благородных Истинах. Будда сказал, что есть страдания и предложил найти причины страдания и путь избавления от них. Мы тоже должны видеть проблему, видеть ее причину и пути решения.
Третье необходимое качество — это апамада (пали: appamada), т.е. аккуратность. Суть всей медитации — научиться аккуратности.
Без аккуратности мы не сможем практиковать и жить. Сознание должно быть аккуратным в каждый момент времени. Аккуратность — путь к вечности.
Неаккуратность — путь к смерти. Особенно важна аккуратность в мыслях и словах.
Термины:
Kalyana-mitta (калаяна-митта) — хорошие, благородные друзья. Нужно уметь отличать хороших людей от плохих, общаться только с хорошими людьми.
Необходимо уметь взаимодействовать с другими людьми, использовать сострадание, доброту, радость. Нужно искать людей, которые имеют знания и добродетели, общаться с ними, и помогать невежественным людям стать хорошими людьми.
Samma-ajiva (сама-аджива) — правильный образ жизни (включает в себя соблюдение обетов, а также отказ от неправильного труда, например, от торговли мясом, ядом, оружием, наркотиками).
Panca-sila (панча-сила) — 5 основных обетов (не убивать, не воровать, вести правильную интимную жизнь, не лгать и не употреблять наркотические вещества)
Yonisomanasikara (йонисо-манасикара)— осознанность, анализ, сосредоточенность. Мы размышляем, чтобы увидеть истину. Это умение мыслить, умение исследовать, анализировать. Необходимо видеть вещи такими, какие они есть, видеть систему причин и следствий.
Appamada (апамада) — аккуратность. Человек понимает важность времени, учения, получает знания, распоряжается своими способностями. Человек, обладающий этим качеством, делает все возможное для своей пользы и для пользы других людей, понимая причины своих ошибок, неудач и побед.
3. Карма и ее категории (28.02.2012)
В закон кармы можно верить, можно не верить, но его надо понимать. Карма — это закон, закон Природы.
Карму можно разделить на три категории по качеству ее плодов:
а) kusalakamma (кусала-камма) — положительная карма, дающая положительные плоды,
б) akusalakamma (акусала-камма) — отрицательная карма, дающая отрицательные плоды,
в) apayakhatakamma (апайяката-камма) — нейтральная карма, не дающая плодов.
Если говорить о самом законе кармы, то человек должен иметь
а) kammasattha (камма-сатта) — веру в то, что карма существует,
б) vipakasattha (випака-сатта) — веру в то, что существует результаты кармы,
в) kammasakata (камма-саката) — веру в то, что у каждого человека есть карма.
Результаты кармы существуют всегда. Каждый взгляд, действие — это уже карма, которая даст плоды.
Каждый поступок создает свою собственную карму, а значит, свои собственные плоды. Даже если мы делам похожие действия, едим одну и ту же пищу, говорим одни и те же слова, создается разная карма.
Будда назвал четыре основных качества кармы:
а) kamma-bandhu: (камма-панту) карма — это наш род, порода. Карма определяет, какими были наши родственники. Карма — наш ДНК.
Кармой определяются наши привычки, цвет глаз, национальность, место рождения, характер, темперамент. То, какими мы родились, — это карма.
б) kamma-daayaado: (камма-тайято) карма — это наши потомки. Какими будут наши дети определяется нашей кармой. Наше будущее — это наша карма.
в) kamma-yoni: (камма-йони) карма — это место рождения. Богатство родителей, бедность, условия, в которых мы родились, наша семья — все это
определяется кармой. То, что одни рождаются в благополучии и роскоши, а другие в бедности — это плоды кармы.
г) kamma-patisarano: (камма-патисарано) карма — это наше имущество. Мы не сможем взять с собой после смерти вещи, одежду, компьютеры… Все, что можно
взять с собой — это карма, которая определяет все будущие рождения.
Закон кармы надо не принимать, а знать. Нужно понимать, как она влияет на планету, на изменчивость мира, природы, людей. В сущности, закон кармы — это закон причин и следствий. У каждого явления есть свои причины и свои последствия. То, что мы имеем сегодня, — это результат того, что мы делали вчера.
Ничто в мире не случайно, потому что все, что с нами происходит, определяется кармой. Люди, с которыми мы близки, — это тоже наша карма,
у нас с ними кармическая связь.
Карма создается тремя путями:
а) mano-kamma: (мано-камма) карма, которая создается мыслями,
б) vaci-kamma: (вачи-камма) карма, которая создается словами,
в) kaya-kamma: (кайя-камма) карма, которая создается физическими действиями.
Каждый из этих видов кармы делится еще на два типа — хорошая и плохая карма. Хорошие поступки на пали называются «сучарита», плохие — «тучарита». Если мы думаем правильно, хорошо — это «mano-sucarita» (мано-сучарита), если плохо — «mano-tucarita» (мано-тучарита). Также и для кармы слов и кармы действий.
Карма — это основное буддийское понятие, которое обозначает связь явлений и событий в мире, в нашей жизни. Понимание закона кармы порождает ответственное поведение. Каждая наша мысль, каждое слово, каждый поступок влияют на наше будущее, поэтому для жизни очень важна аккуратность. От кармы нельзя избавиться даже через обретение Ниббаны. Даже Могаллано — ученик Будды, достигший Просветления,- умер в результате действия собственной кармы.
4. Желания. 01.03.2012
На пали желания обозначаются словом «кама». Это может переводится и как «страсть». Желания можно прежде всего разделить на две категории:
1) kilesa-kama (килеса-кама) — внутренние духовные желания, психология (например: хочу быть счастливым, хочу получить удовольствие)
2) vatthu-kama (вату-кама) — материальные желания (например: получить одежду, деньги, дом, вещи, удобства)
У последнего типа желаний можно выделить 4 вида:
а) желание получить одежду, обувь, украшения (на пали этот тип называется civara (чивара), дословно — одежда)
б) желание иметь питание, пищу (пали: pindapata, пиндапата)
в) желание иметь жилье (пали: senasana, сенасана)
г) желание иметь лекарства (bhesajja, песача).
Также мы можем выделить еще шесть видом желаний ( по причине их возникновения). Это желания, появляющиеся через
а) видение (rupa, рупа)
б) язык (напр.: желание определенной пищи и т.п.)(rasa, раса)
в) обоняние (gandha, гандха)
г) слух (sadda, сада)
д) телесные контакты (photthabba, потаба)
е) собственные мысли (arammana, арамана).
Желания также делятся на положительные и отрицательные. Однако, для буддиста не существует «плохого» и «хорошего». Мир таков, какой он есть. Когда мы говорим о том, чего мы не хотим, мы также озвучиваем желание. По сути нет разницы между «я хочу» и «я не хочу». Положительными и отрицательными желания могут быть и по форме («я хочу»/ «я не хочу»), и по содержанию («хочу учиться»/ «хочу воровать»). Нужно всегда определять цель своих желаний. «Я не хочу воровать» — такое желание отрицательно по форме, но положительно по существу.
Следует помнить, что не все духовные практики одинаково полезны. Занимаясь некоторыми практиками, люди могут вредить себе.
Дана
Словом dana (дана) на пали обозначается умение делиться с другими людьми, умение отдавать им то, что им нужно.
Будда назвал две категории даны:
1)Аmisadana (амисса-дана) — материальная помощь, умение делиться деньгами, пищей, одеждой.
2)Dhammadana (дхамма-дана) — духовная помощь, когда мы делимся своими знаниями, умениями, информацией.
5.Видение (13.03.2012)
Видение (пали: ditthi, дитти) — одна из основ буддийской практики. Благородный Восьмеричный Путь включает в себя samma-sitthi
(самма дитти) — правильные взгляды, без которых невозможен дальнейший духовный путь. Avija (авиджа) — невежество — это начало
всех страданий и цепи рождений.
Будда выделил две категории видения:
1) samma ditthi (самма дитти) — правильные взгляды
2) micca ditthi (мичча дитти) — неправильные взгляды.
Чем они отличаются?
Прежде всего, следует помнить, что для буддизма важно не само мнение, а понимание, объяснение.
Правильные взгляды находятся в тесной связи с правильным образом жизни (пали: samma-ajiva, самма-аджива).
Среди ложных взглядов существуют:
1) Sassata-ditthi (сасата-дитти) — вера в вечность, представление о том, что мир — вечность, что есть постоянство.
2) Akiriya-ditthi (акирья-дитти) — вера в то, что нет кармы и нет ее плодов
3) Ahetuka-ditthi (ахетука-дитти) — непонимание причинно-следственных связей (нет рождения, нет смерти, нет действий, нет последствий)
4) Natthika-ditthi (натика-дитти) — нигилизм, отрицание учения о пустоте, абсолютное неверие.
Неправильные взгляды выражаются и в приверженности человека к одной из двух жизненных крайностей.
Крайности в жизни
В жизни самого Будды мы можем увидеть две крайности, каждая из которых является проявлением невежества. Исходя из этих крайностей Будда сформулировал учение о Срединном Пути.
1) Kamasukhallikanuyoga (кама-сукаликану-йога) — приверженность к чувственным наслаждениям, удовольствиям, гедонизм.
Эта крайность проявилась в детстве и юности Сиддхартха Гаутамы, когда он жил во дворце и наслаждался жизнью, не ведая страданий.
2) Attakilamathanuyoga (атта-киламатану-йога) — крайний аскетизм, пренебрежение к своему состоянию, своему здоровью.
Такое понимание жизни Сиддхартха Гаутама показал после ухода из дворца, когда он, вместе с другими аскетами, почти ничего не ел, не пил.
Понимание Срединного пути открылось Будде от услышанного разговора двух музыкантов. Старый музыкант учил молодого тому, что нельзя перетягивать струны ситара, иначе они порвутся, так же как нельзя ослаблять струны, иначе инструмент не зазвучит.
6. Страдания (15.03.2012)
Ключевым понятием учения Будды является dukkha (дукха). Этот термин обычно переводится как «страдание», хотя может обозначать
и «непостоянство». Первая Благородная Истина, озвученная Буддой, говорит именно о том, что страдание существует (dukkha sacca, дукха сачча).
Будда выделил 2 вида страданий:
1) kayika-dukkha (каика-дукха) — физические страдания (рождение, смерть, взросление). В младенчестве мы не можем сами кушать, ходить — это страдание, мы болеем, нам может быть жарко и холодно. В старости — свои болезни, немощь. Даже у врачей, которые лечат болезни, есть физические страдания.
2) cetasika-dukkha (четасика-дукха) — духовные, психологические страдания, моральные переживания.
Даже следование «Срединному пути» может быть страданием, если у человека нет понимания. Если понимание есть, что страданий нет.
Страдания существуют только в сознании человека, и они тоже являются объектом пустоты и непостоянства. Нужно спрашивать у человека не «Сколько у тебя страданий?», а «Сколько ты понимаешь?», потому что страдания зависят от понимания.
На наши будущие рождения, на наше блуждание в сансаре влияют как положительные переживания, так и отрицательные.
Учения
В языке пали есть термин «desana» (тесана), который можно перевести как «духовное учение», «знания», «объяснения».
Будда выделял несколько типов учения. Во-первых, учения можно разделить по форме на
а) sammati-desana (самати-тесана) — объяснения, основанные на метафорах, сравнениях. Будда использовал истории, притчи, когда
говорил о практике нравственности.
б) paramata-desana (парамата-тесана) — объяснения без метафор, прямое учение, прямые знания. Например, лекции Будды о пустоте.
Каждый человек воспринимает по-разному одни и те же темы. Одним людям нужно сладкое лекарство, чтобы они могли его выпить. Другим подходит горькое. Сильным людям нужно горькое лекарство, дающее сильный эффект. Слабым, наоборот, — сладкие пилюли и сиропы, которые приятно употреблять, но которые не дают быстрого эффекта.
Знания можно разделить также по содержанию на
а) lokiya-desana (локья-тесана) — знания, которые мы получаем о бытовых вещах, о мире, о жизни, о политике. Это обыденное знание.
б) lokuttara-desana (локутара-тесана) — знания о природе вещей, духовные знания, глобальные вопросы, проблемы мирового значения.
Уровни «lokiya» и «lokuttara» присущи многим понятием буддийской философии. Обыденный и возвышенный уровни имеет Vinaya (виная) — правила
и законы. Есть Lokya-vinaya — правила поведения, и есть Lokuttara-vinaya — мировые законы. Учение Будды так же делится на две
подобные части: Lokiya-dhamma (Локья-дхамма) — учения Будды о повседневных вещах и Lokuttara-dhamma (Локутара-дхамма) — учение, помогающее выйти из сансары, решить моральные и духовные проблемы. Привычная нам наука относится к первой категории — lokiya-dhamma.
Есть еще очень важное понятие — Loka-dhamma (Лока-дхамма) — мировой закон. Будда указал, что существует 8 явлений в жизни человека,
от которых невозможно уйти:
а) получение чего-либо (Labha, лабха) и потери (alabha, алабха)
б) слава (Yasa, яса) и забытие (ayasa, аяса)
в) восхваление (Pasamsa, пасамса) и порицание (Ninda, нинда)
г) счастье (sukkha, сукха) и страдание (dukkha, дукха)
В жизни каждого человека присутствуют все 8 явлений, нельзя их избежать. Нельзя испытывать только положительные эмоции, потому что всегда в равной степени мы будем испытывать и плохие.
6. Религия (03.04.2012)
На языке пали религиозные учения обозначаются понятием «sasana» (сасана). Будда выделил 2 категории религии:
1) религия как учения (pariyatti-sasana) — знания, которые мы получаем из книг, от мастеров, Учителей. Сюда относятся священные тексты (Библия,
Коран, Трипитака), религиозная философия, любые религиозные размышления.
2) религия как практика (patipatti-sasana) — знания, которые мы получаем через практику, через собственный опыт.
Вторая категория религиозных знаний важнее, т.е. знания, полученные на опыте полезнее, они лучше принимаются людьми. Но практика и
философия всегда должны быть вместе. Они не отделимы друг от друга. Практика и понимание — единый феномен. В мире есть основные религии,
новых религий не надо. Если человек понимает истину, то ему не нужна религия. Есть еще категория религии: религия как вера, но Будда сказал,
что это самый низкий уровень. Самый высокий уровень — это уровень практики.
Факторы, влияющие на правильное видение
Будда выделил два главных условия формирования правильного видения:
1) Paratoghosa (Паратокоса) — это внешние факторы, знания, которые к нам приходят, книги, учителя. В переводе с языка пали «para» означает «люди», «ghosa» — звук. Информация, которую мы получаем извне, относится к этому фактору.
2) Yonisomanasikara (Йонисоманаси`кара) — размышления человека, знания, полученные через собственные размышления. Это наш внутренний голос,
внутренняя логика, понимание. Мы размышляем о событиях своей жизни и приходим к понимаю.
Духовная практика
Духовная практика на пали обозначается словом «bhavana» (павана). Чаще всего под этим термином понимают практику медитации, тренировку ума.
Будда разделил такую практику на две категории:
1) samatha-bhavana (саматхи-павана) — это медитация, необходимая для концентрации. Мы сосредотачиваем ум на одном объекте, обретаем осознанность, спокойствие, умиротворение.
2) vipassana-bhavana (випассана-павана) — медитация, направленная на глубокое понимание, на проникновение в суть вещей, видение истинной природы.
Также под словом «павана» часто понимается развитие. «Павана» — духовные практики, которые можно разделить на
1) kaya-bhavana (кайя-павана) — развитие своего тела, физического состояния, внешних условий.
2) sila-bhavana (сила-павана) — развитие своего нравственного состояния, соблюдение обетов, норм и правил поведения.
3) citta-bhavana (читта-павана) — развитие своего ума, тренировка мыслей, очищение ментального состояния.
по техническим причинам полная аудиоверсия лекции будет выложена позже
7. Восьмеричный путь (05.04.2012)
«Золотая середина» — это Путь, предложенный Буддой, открытый и практикуемый им. Это путь, помогающий избавиться от страданий.
Будда сформулировал 4 Благородные Истины:
1. dukkha sacca — Истина о страдании. Страдания существуют.
2. samuthaya sacca — Истина о причине страданий
3. nirodha sacca — Истина об избавлении от страданий
4. makha sacca — Истина о пути избавление от страданий.
Будда сказал, что для того, чтобы избавиться от страданий нужно следовать Восьмеричному пути.
Главная проблема для каждого человека — это существование в сансаре. Это существование необходимо остановить. Человек не понимает Закона
Природы, который состоит в трех явлениях: anicca (изменчивость), dukkha (изменения, страдания), anatta (отсутствие личности, отсутствие Я).
Изменения — это единственное, что в мире постоянно. Все в мире меняется, мы не можем сохранить молодость, имущество, не можем сохранить то, что
у нас есть. Человек страдает от того, что не понимает этого закона, закона изменений.
Восьмеричный путь состоит из 8 элементов:
1) samma ditthi (самма дитти) — правильное понимание. Мы должны понять Благородные Истины, закон природы, должны понимать закон кармы.
2) samma sankapa (самма санкапа) — правильное мышление. Мы должны думать перед тем как думать, должны следить за своими мыслями, осознанно
думать. Сознание — это основа жизни, от сознания зависят наши поступки и наши слова. Неправильное мышление приводит к неправильной жизни.
3) samma vacca (самма вача) — правильная речь. Правильная речь имеет 4 признака, компонента. Мы не должны обманывать, пустословить,
оскорблять других людей, говорить слова, создающие страдания другим людям.
продолжение следует…
Аудиофайлы можно скачать одни файлом-архивом (около ок 1Гб)
8. Лока Дхамма — Закон Мира
Одна из самых важных буддийских сутр — это сутра о законе мира (пали: Лока Дхамма).
Будда указал на то, что в нашей жизни мы встречаем восемь состояний:
а) получение чего-либо (Labha, лабха) и потери (alabha, алабха)
б) слава (Yasa, яса) и забытие (ayasa, аяса)
в) восхваление (Pasamsa, пасамса) и порицание (Ninda, нинда)
г) счастье (sukkha, сукха) и страдание (dukkha, дукха)
Будда говорит о том, что эти восемь состояний постоянно присутствуют в жизни человека в равной мере. Каждый из нас всегда что-то приобретает и что-то теряет, где-то нас хвалят, кто-то — ругает, нас продвигают по службе и увольняют, мы радуемся и мы грустим. Нельзя оставить в своей жизни только часть этих состоний, нельзя пребывать всегда в радости, нельзя всегда только получать.
Стремиться только к положительным состояниям — это значит проявлять невежество. Мудрость заключается в принятии этих состояний как Закона Мира, как закона Природы.
Восемь качеств являются объектами непостоянства, а значит, человек должен понимать, что получение сменяется потерей, успех — неудачами.
Поэтому к ним нельзя привязываться, нельзя пытаться из сохранить. Именно вокруг этих восьми качеств, по словам Будды, вращается весь мир.
9. Страданий нет
…Я могу сказать, что в буддийской концепции счастья и страдания страданий нет. И счастья нет. Есть только феномены. Нет страдания. Люди сказали: в жизни есть страдания. Денег нет, инвестиций нет, машины не хватает. Это физические потребности. Это то, что ваша глупость требует от вас. Страданий и счастья нет. Если вы занимаетесь буддийской философией, если вы понимаете ее, то для вас страданий нет. Нет страданий. Человек говорит: жизнь — страдание.. Жена ушла.. Ушла – и слава Богу! Жизнь страдание… Денег нет — иди на работу. Деньги потерял – осознавай привязанность, будет просветление. Я вчера понял закон непривязанности. Когда человек понимает учение Будды, страдания для него уже нет. Счастья нет. Если мы понимаем учение… Что такое счастье? Человек считает, что счастье — это когда есть жилье, деньги, еда, пространство. Когда есть лекарства, здоровье. Это счастье. А я как буддист могу сказать, что когда мы понимаем истину — нет страдания и счастья. В нирване нет страдания и счастья. Люди думают, что нирвана — это счастье, а счастья нет. Не надо пытаться убежать от страданий, потому что страдания нет. Понимаете? Мы будем искать самое подходящее место для практики… Аджан Дендуанг ушел из общества 16 лет назад, был богатым бизнесменом, а потом бросил бизнес, пошел в лес. Искал место для практики. Первое место не нравится, продолжил искать… Пошел в лесной монастырь. Но опять не нравится. Ходил, искал, потерял 10 лет. Буддист искал место медитации 10 лет… Просто искал.
Самое подходящее для практики — в вашей голове…
10. Принципы успешной жизни
Vajji-aparihaniyadhamma (ваччи-апари-нийя-дхамма) — принципы, которые никогда не приводят к поражениям, но всегда к успеху и процветанию. Эти принципы соблюдались народом вачи и рекомендовались Буддой для исполнения другим людям. Именно эти принципы позволили народу вачи сохранять свою незавимимость и не быть завоеванным.
1. Постоянно и часто проводить встречи. Встречи нужны для того, чтобы обсуждать самые важные вопросы, поддерживать связи в обществе, взаимодействовать друг с другом.
2. Поддерживать гармонию в обществе, во всех видах деятельности. Гармония — это взаимопонимание, попытка разрешить интересы разных людей.
3. Сохранять традиции, обряды, ценности, которые поддерживались предками. Нельзя отказываться от культурного наследия, нельзя разрушать то, что создано ранее, требовать революционных изменений.
4. Чествовать и уважать пожилых членов общества. Мы должны уважать каждого человека, которые старше нас. Даже если человек старше нас на один день, мы должны уважать его как более старшего.
5. Уважать всех женщин общества. Сохранять их честь и достоинство, заботиться о них.
6. Сохранять памятники, монументы, все культурные объекты. Не проводить перед ними новых церемоний и любых оскверняющих действий.
7. Относиться с уважением к святым людям, Просветленным, Арахатам, монахам, ко всем людям, идущим по духовному пути развития.
11. Почему люди разные?
Почему люди разные? По многим причинам. Будда говорил, что люди разные из-за кармы, из-за состояния нравственности, из-за природных условий…
Несмотря на эти различия, в людях есть общее — это, в первую очередь, стремление к счастью.
12. Крайние точки зрения
Антагахика-диттхи — десять концепций, являющихся «крайностями» для человеческого мышления, которых надо избегать.
1. Мир вечен
2. Мир не вечен
3. Мир конечен
4. Мир бесконечен
5. Душа и тело — одно и то же
6. Душа и тело — различные субстанции
7. Тахтагата (Будда) будет существовать после его смерти
8. Татхагата не будет существовать после его смерти
9. Татхагата будет и жив, и мертв после его смерти
10. Татхагата будет ни жив, ни мертв после смерти
13. Качества благородного человека
Sappurisa-dhamma (сапуриса-дхамма) — качества хорошего человека, основные человеческие добродетели, показатели развития и воспитания человека, его духовного уровня.
1. dhammannuta (дхамманьюта) — знание закона жизни, правил жизни, понимание причин и следствий
2. atthannuta (аттханьюта) — понимание значения событий, умение ставить цели, осознанная жизнь
3. attannuta (аттаньюта) — понимание самого себя
4. mattannuta (маттаньюта) — чувство меры, сдержанность, чувство такта
5. kalannuta (каланьюта) — ощущение времени, умение распоряжаться временем, чувство момента,
6. parisannuta (парисаньюта) — понимание общества, своего окружения, как вести себя в обществе
7. puggalannuta (пукаланьюта) — понимание особенностей других людей, индивидуальности, уважение черт другого человека.
14. Факторы Просветления
Факторы просветления на пали называются bojjhanga: boddhi (просветление) + anga (фактор). Это те качества, которые человек должен развивать в себе для того, чтобы обрести Ниббану.
1. sati (сати) — осознанность, внимательность
2. dhammavicaya (дхаммавичая) — умение анализировать, размышлять, исследовать
3. viriya (вирья) — усилие, усердие, воля
4. piti (пити) — радость от практики, удовлетворение
5. passadhi (пассати) — спокойствие
6. samadhi (самати) — концентрация
7. upekkha (упека) — равностность
15. Виды восприятия
Восприятие является одним из основных видов ментальной деятельности человека. Восприятие на языке пали обозначается термином «sanna» (саннья) и в нем выделяется 6 видов:
1. rupa-sanna (рупа-санья) — восприятие форм, видимых объектов
2. sadda-sanna (сата-санья) — восприятие звуков
3. gandha-sanna (ганта-санья) — восприятие запахов
4. rasa-sanna (раса-санья) — восприятие вкуса
5. photthabba-sanna (потаба-санья) — восприятие тактильных контактов (осязание)
6. dhamma-sanna (дамма-санья) — восприятие объектов ума (мыслей, фантазий и т.п.)
16. Круг Самсары
Круг Самсары можно разделить на три части (пали: vatta):
1. Kilesa-vatta — круг ментальных загрязнений
2. Kamma-vatta — круг кармы
3. Vipaka-vatta — круг результатов поступков (результатов кармы).
Существование в круге самсары связано с понятием «paticcasamupada» — взаимообусловленного существования, бесконечного цикла, который включает в себя: невежество,карму, сознание, процессы тела и ума,шесть чувств человека, контакты, ощущения, привязанности, появление изменчивых состояний, рождение и смерть.
17. Факторы успеха
Для того, чтобы добиться успеха в любом деле, необходимо выполнить 4 условия (пали: iddhipada, итипада):
1) chanda (чанда) — любовь к своему делу, заинтересованность. Человеку должно нравиться то, чем он занимается, должен быть искренний интерес, вдохновение, желание чего-то добиться.
2) viriya (вирья) — усилие. Человек должен прилагать усилия для достижения своих целей, иметь силы, усердие.
3) citta (читта) — концентрация, сосредоточенность на деле, активное мышление, анализ.
4) vimamsa (вимамса) — закрепление достигнутого, повторение, применение знаний на практике.
18. Виды привязанностей
Будда выделял четыре основных вида привязанностей (upadana):
1) Kamupadana — привязанность к чувственным наслаждениям, эмоциям, ощущениям.
2) Ditthupadana — привязанность к собственным взглядам, мыслям, теориям, умозаключениям
3) Silabbatupadana — привязанность к правилам и ритуалам, церемониям
4) Attavadupadana — привязанность к чувству «я», мысли «я существую»
19. Факторы Просветления
Факторы просветления на языке пали называются bojjhanga (почанга), которое состоит из двух слов «boddhi»(Просветление) и «anga»(факторы).
1. Sati (сати) — осознанность
2. Dhammavicaya (дхаммавичайя) — правильное размышление, исследование
3. Viriya (вирья) — усилие, усердие
4. Piti (пити) — радость от духовной практики
5. Passadhi (пасати) — спокойствие
6. Samadhi (самати) — концентрация
7. Upekkha (упека) — равностность
20. Качества благородного человека
Качества благородного человека на языке пали называется sappurisa-dhamma (сапуриса-дхамма). Будда выделял семь таких качеств:
1. Dhammannuta (дхамманьюта) — знание законов
2. Atthannuta (атханьюта) — знание целей, духовного пути
3. Attannuta (атаньюта) — понимание себя
4. Mattannuta (матаньюта) — чувство такта, сдержанность, самоконтроль
5. Kalannuta (каланьюта) — чувство времени, знание того, как тратить время, выбирать правильное время для поступков
6. Parisannuta (парисаньюта) — понимание общества, умение вести себя в обществе
7. Puggalannuta (пукаланьюта) — уважение чужой индивидуальности