В первую очередь счастье — это то, что вы имеете в своей жизни. Часто люди чувствуют, что у них нет счастья. В Таиланде я работал с инвалидами — людьми, потерявшими ноги или руки в результате аварий. Они живут в Таиланде в специальных центрах. Часто они выглядят счастливыми людьми, потому что не переживают. Они понимают, что у них есть самая дорогая в мире вещь — сама жизнь, не организм, который им уже отказал однажды, а именно жизнь. Я знаю, что в США есть молодой человек-инвалид, написавший книгу. Вы понимаеет, он живет без рук без ног… Он диктовал книгу людям, которые набирали ее, потом опубликовали. В этой книге 700 страниц. Даже для инвалида то, что он имеет, — это уже счастье. Часто здоровые и нормальные люди пьют, потому что не чувствуют счастья и много переживают. Люди хотят забыть свою боль. Вы видели наркоманов или людей в запое?.. Они пьют и курят, чтобы забыть о страданиях на 10 часов, забыть о боле, неприятных воспоминаниях, переживаниях. Человек просыпается, идет на работу, получает зарплату и пьет. Он зарабатывает деньги, чтобы иметь возможность покупать наркотики и алкоголь. А потом попадает в больницу. Выходит из нее, и все повторяется… Поэтому самое дорогое счастье — это счастье жизни. Помните, что имущество, вещи, пусть даже необходимые, — временны, они исчезнут, потеряются. Главное счастье в том, что у вас есть знания, информация. Ваши мысли, умения, знания — важное имущество, хотя оно и нематериально.
Вторая категория счастья — это покасукха. Покасукха — это счастье использовать то, что у вас есть. Посмотрите, как человек использует знания, имущество.Их нужно использовать правильно. Я говорил, что знание — это наше имущество. Имущество — это машина, дом.. Одежда, украшения… Деньги, красота… Как использовать их правильно? Например, какой-то очень красивый человек считает, что красота — это его имущество. Он может использовать ее неправильно. Молодой человек много гуляет, потому что знает, что он симпатичный. Девушки много гуляют, потому что знают, что они красивые. Они думают, что могут бросать друзей, любимых, потому что найдут новых. Это неправильноге использование имущества. Важно не то, что вы имеете, а как вы будуете это использовать. И это тоже даст счастье.
Третья категория счастья — это ананасукха. Ананасукха — это счастье от того, что у вас нет долгов. Когда у человека есть долги, у него очень много страданий и переживаний. Вы когда-нибудь просили у друзей деньги? Например, для инвестиций? 10 тысяч? Даже если вы брали в долг 10 тысяч, заработав миллион, вы не захотите отдавать долг. Вы взяли 10 тысяч рублей у друга, вложили их в бизнес, получили миллион. Но 10 тысяч другу вы не хотите отдавать. Один мой знакомый просил деньги у учителей, знакомых, брал в долг пенсию стариков. Все для инвестиций в бизнес. Он обещал, что отдаст. Взял по 10 тысяч у каждого человека. Через год он заработал миллион, потому что занимался незаконным бизнесом. Это уже нарушение моральных норм — просить деньги у уважаемых людей, чтобы инвестировать в незаконный бизнес. Он взял их зимой, сказав, что отдаст через год в декабре. Но он не отдал. 250 тысяч ему надо отдать, но он не отдал. Вы понимаете, он брал деньги у стариков, которым было около 80 лет. Они переживали, ждали деньги несколько лет, потому что для старика-пенсионера 10 тысяч — это серьезная сумма. Они так и не дождались, когда он их отдаст, и умерли. Он не отдавал несколько лет, и не понимал, что это плохая карма. Поэтому не надо создавать долги, не надо накапливать их. Если есть долги — это страдание. Я поехал домой в Таиланд, встретился с родственниками. Я видел, что их лица не радостные и спросил: какие у вас страдания? Они ответили, что у нас долги 3 миллиона бат. Я спросил, почему вы не отдаете? Прибыль у жены 50 тысяс бат в месяц, у мужа — 70 тысяч, но они не отдавали. Я говорил им: отдавайте 50 тысяч бат каждый месяц. Но они не хотят. Они купили дорогие вещи, обувь, ездили на курорт. Они могли бы отдать 50 тысяч каждый месяц, но ждут, что отдадут сразу 3 млн. И до сих пор так и не отдали. Уже 5 лет прошло, но они не отдали ни бата. Но если бы отдавали по 50 тысяч каждый месяц, то за это время уже бы половину отдали. Поэтому Будда сказал, что в жизни важно иметь ананасукха — счастье, что у тебя нет долгов. Если вы хотите одолжить деньги другому человеку, то знайте, что вы их не получите обратно. Очень сложно получить обратно то, что дал в долг. Лучше просто подарить. Не надо давать в долг, иначе не будет дружбы. Человек взял 10 000, и обещал отдавать по 1000 в месяц. Но этого не будет. И будут портиться отношения.
Поэтому первый тип счастья — счастье, что у нас есть имущество. Потом, второй тип, счастье использовать наше имущество. Третий тип счастья — счастье отсутствия долгов.
Четвертый тип счастья — анавача сукха. Счастье от того, что вы не занимаетесь вредной деятельностью. Нельзя заниматься заказными убийствами, бандитизмом, аферизмом, мошенничеством, обманом, проституцией, не надо открывать публичные дома, не надо торговать наркотиками. Люди, занимающиеся незаконной деятельностью, постоянно испытывают страх и страдают. В России существует мафия, в японии — якудза. Бандиты — это мыши, которые живут в подвале в страхе и ждут кошек, ждут полиции. Поэтому Будда называл четыре типа счастья: счастье иметь что-либо, счастье использовать то, что имеешь, счастье не иметь долгов и счастье заниматься благородным делом.
Я хочу сказать, что человек должен очистить себя. Но слово «очистить» не очень корректно.
В буддизме есть 3 категории очищения. Первая категория — кайа-сучарита. Кайа в переводе с пали означает «тело», «су» — хороший, «чарита» — дело. Кайя-сучарита означает, что человек должен совершать хорошие дела и хорошие физические кармы: не убивать, не навредить, не отомстить, не пить, не иметь легкого поведения, быть воспитанным. Соблюдение этих норм — это уже есть кайя-сучарита. Человеку надо контролировать себя. Сейчас у людей нет самоконтроля — они все сердитые, нервные. Я ехал на метро с тайской девушкой. Она плакала. Почему? Потому что люди агрессивные, не улыбаются. А в Таиланде везде люди улыбаются, а здесь никто не улыбается. Я приехал в 1997 году. Я стоял на остановке возле общежития в буддийском одеянии. Люди смотрели на меня, а я им улыбался. Потом они спросили у меня — вы сумасшедший? Я ответил, что просто люблю улыбаться. Я поехал на Невский.. Тогда метро Пл. Мужества не работало, нужно было ехать на автобусе до Лесной… Я гулял по городу, потом приехал домой и плакал. Я целый день плакал, потому люди не понимают… Ваше духовное состояние — это уже и есть кайя-сучарита. Надо сделать так, чтобы душа была чистая. Если тело чистое, то душа чистая. Лицо без агрессии — это уже физическая чистота. Я всегда говорю, что по-настоящему великий человек — это тот, кто умеет терпеть то, что другие не терпят. Это не Наполеон и Гитлер, великий человек не обязательно известный. Он терпит то, что не терпят другие. Это качество великого человека. То, что вы терпите агрессию вокруг, — это кайя чусарита, физическая чистота.
Вторая категория чистоты — вача сучарита. Вачив переводе с пали означает «слова». Вы должны говорить красиво, не кричать, не обманывать, не говорить матом. Я ходил в студенческую столовую, студенты, которые там находились,будущие философы, сидели и разговаривали матом. Очень интересные философы. Как будущий философ говорит матом? Я купил в столовой чай, не успел попить и ушел, потому что не хотел слышать грубые слова. Вача-сучарита означает чистоту слов, которые мы говорим. Чистота слов иногда не приятна, но надо все равно говорить. Часто приходится говорит и очень плохие слова.
Я сказал девушке: «у вас большое пузо». Она переживает. Вместо того, чтобы заниматься спортом, меньше кушать, сидеть вконтакте меньше, люди просто переживают, думают, что учитель плохой, потом обижаются, не хотят со мной общаться. Я смотрел сегодня утром телепередачу «Не комплексуй». Человеку не надо смотреть на других. Надо смотреть на себя. Слова другого человека — это зеркало. Вы утром чистите зубы, включаете воду… Люди больные просто, тратят воду по утрам. Не умываются, просто открывают воду… Наверное, нравится звук водопада. По 15 минут вода течет… Смотрят на себя в зеркало. Там, в ванной, есть зеркало, которое показывает физическое состояние. Но есть другое зеракало — это чужая критика, комплименты, комментарии о вашем теле, ваших поступках. Чужие слова есть зеркало. Надо смотреть на себя. Пора заниматься спортом, кушать здоровую пищу, надо менять свою жизнь, а люди не смотрят на себя. Будда говорил, что хорошие слова необязательно должны быть сладкими. Горькие слова часто бывают полезными. Все это относится к чистоте слов.
Я учитель. Я сказал правду, а ученики уходят из монастыря. Я решил, что буду молчать, чтобы никто не ушел от меня. Но я понимаю, что так нельзя. Я готов сделать так, что человек уйдет, но потом поймет. Я выгнал из вихары человека, он не понял за что, а потом понял, почему я так поступил. Человек ленивый, пришел пьяный, я говорил ему: уходите, я не хочу вас видеть. Или ваши друзья пришли к вам. Вы любите друзей? Представьте, что от них плохо пахнет. Вы будете молчать, чтобы сохранить дружбу. Но с точки зрения буддизма лучше скажите ему правду, чтобы он исправился. Иногда надо делать комплименты, комментарии, надо уметь говорить горькую правду. «Вачи-сучарита» значит говорить правду, не пустословить, не обманывать, не говорить слова, создающие конфликты. Я иногда пошутил. Шутки имеют значение. Саядо Ачин Велурия сказал мне: «Чатри, я думаю, что вы слишком много шутите». Я пошутил, но мои шутки неприятны. Люди о них думают долго. Если я хочу поменять человека, чтобы он понял свое поведение, неправильный образ жизни, я шучу. Человек посетил 10 часов лекций, но он не пониманиет. Лучше один раз пошутить, тогда он поймет.
Третья категория чистоты — это «мано сучарита» — чистота сознания, внутренняя чистота. Чистота сознания очень важна. Ты должен думать о хорошем, не надо думать о мести, убийствое, обмане, надо иметь внутреннюю чистоту. Чистота сознания, эмоций, чувств — это очень важно. Надо сохранять чистоту. Надо сделать, чтобы ваши мысли, ваше сознание, воспоминания, фантазии были чисты. Хорошие мысли, хорошие воспоминания, хорошее восприятие — это мано-сучарита, т.е. внутренняя, духовная чистота.
Итак, есть три вида чистоты. Первый вид — физическая чистота (кайя-сучарита). Второй вид — вача сучарита — чистота слов: надо говорить правду, иногда горькую. Категории слов бывают разными. Люди очень любят говорить очень сладкие слова, слова, похожие на мёд. Поэтому первая категория — это язык мёда. Язык мёда всегда сладкий. Но это не всегда хорошо. Человек часто говорит очень сладко, но не искренне. Есть сладкая речь — искренняя и не искренняя. Человек говорит с вами сладко и искренне или не искренне. Вторая категория — это вача-вати — слова как отходы. Очень часто человек говорит упрямо, неприятно, громко, и люди думают, что он плохой. Бывает, что человек говорит громко, неприятно, но искренне. Иногда я ругался матом громко, неприятно и не искренне. Надо всегда смотреть — искренне или не искренне говорит человек? Или просто хотел сделать, чтобы другому человеку было плохо? Часто люди так говорят.. Я уже наполовину такой человек. Я люблю говорить неприятные вещи. Я буду так делать, выхода нет. Человек говорит очень сладко. Это мёд, а внутри — лезвие. Попробуйте лезвие окунуть в мёд и отдать человеку. Внутрии — лезвие, снаружи — мёд. Если человек говорит с вами сладко, то надо думать, что находится внутри — мёд или лезвие? Или человек хотел ругаться?.. Вам сделали комплименты — ты умный, хороший.. Но тот, кто это говорил, хотел, чтобы вы отупели. Родители думают, что строгость влияет на любовь к ним со стороны детей, поэтому не делают никаких наказаний. Дети вырастают и становятся плохими. Будда сравнил, что люди, говорящие красиво, — это как лезвие с медом. Вы кидали в рот сладость, а там лезвие. Это опасно. Карамель, мармелад. Снаружии — мармелад, внутри — лезвие. Сладко, но опасно. Слова бывают горькими, но полезными. Это как народная медицина… Я вырос в деревне. У нас не было таблеток. До ближайшей аптеки раньше нужно было идти 40 через болота. Там 3 дня нужно было провести в пути за лекарством. Народная медицина… Люди шли в тропический лес, собирали растения, варили лекарства. Очень горькие. Я был маленьким. У меня везде были раны, тёк гной, я весь чесался. Мне делали компрессы. А потом папа принес меня в монастырь. Монах варил лекарство. Горькое. Из разных листвьев. Я до сих пор это помню. Очень горькое лекарство. В течение недели моя болезнь прошла. Очень горькие слова… Человек говорит правду — другим это не нравится. Я говорил: у вас большое пузо, плохая прическа, мне не нравится. Людям такие слова неприятны, потому что это горькая правда. Надо слушать… Я считаю, что горькие слова — шоковая терапия, она нужна, чтобы человек понял и вылечил свою духовную слабость.
Итак, кайя-сучарита — это контроль физического поведения, вача-сучарита — это ваши сллова. Нельзя говорить все, что вы хотите, нельзя говорить все, что думаешь. Надо иметь сдержанность. Не надо говорить дурацкие вещи. Иначе все поймут, что вы дурак. Особенно, если вы говорите все, что думаете. Надо быть сдержанным. Я раньше говорил об общении, о том, какие темы надо говорить. Нужно произносить только те слова, которые повышают спокойствие. Мано-сучарита — это внутренняя чистота, чистота духовности, сознания, фантазий, восприятия, ваших эмоций, ваших воспоминаний. Вы не можете делать, говорить и думать, как хотите. Каждому человеку нужна сдержанность. А это уже характер, духовное имущество. Главное — это сдержанность. Если у девушки нет терпения и сдержанности, она — стерва. Я стоял сегодня в столовой на философском факультете. Пришла одна девушка. В столовой на раздаче еду дают медленно. Девушка стояла за мной, стояла, а потом кинула поднос, сказала «я больше не хочу кушать». Я смотрел на нее: красивая, но стерва. Я не смотрел на красоту. Я видел, что стерва. Значит, она никто. А другая девушка некрасивая — полная, короткие ноги, но она спокойная. Она говорит спокойно, но физически не симпатична. У нее есть внутренняя красота. В этом разница между стройной девушкой, хорошо детой, но без терпимости и той, которая не очень красива снаруди, но красива внутри. Кого касается ее состояние? Никого. Она просто не поела. Надо смотреть на физическое поведение, слова и духовные поведение. Если у человека нет терпения — это не человек.
Кто этот человек? Он человек или животное? Человек-животное агрессивно пришел, хотел кушать, кричал «быстрее», кидал поднос.. Это люди-животные. Люди-свиньи еще есть. Терпеть 1.5 минуты не могут. Девушка говорила «буду кушать дома». До дома ей далеко ехать — 10 станций. А терпеть 1.5 минуты не может.
Главное — это контроль самого себя. Надо иметь духовную красоту. Если бы в жены брали только внешне красивых женщин, то уже не было бы человечества. Чем мудрее муж, тем некрасивее его жена. Дураки — те, кто ходит красивым на улицу, ругаются…
Будда сравнил людей с цветами. Есть цветы, у которых некрасивый вид и неприятынй запах. Значит человек физически некрасив и еще имеет плохой характер. Как девушка: красивая, но стерва, невоспитанная, гулящая и пьющая.
Есть цветы с некрасивым видом, но приятным запахом. Например, девушка никакая физически, невысокая, нос никакой, короткие ноги, но она очень хорошая и воспитанная. Есть цветы красивые, яркие, но дурно пахнущие. Например, девушка очень красивая, смотреть на нее красиво, но у нее неправильное воспитание, она не духовная, гуляющая. Еще копченая чуть-чуть, потому что много курит… Есть цветы красивые снаружи и с приятным запахом. Так и девушки — очень красивая и воспитанные.
Итак, сегодня мы рассмотрели три темы. Мы сказали про типы счастья: счастье от наличия имущества, счастье использоваь имущество, счастье отсутствия долгов и счастье заниматься благородной, невредной деятельностью. Еще я сказал про чистоту: физическая чистоту, чистоту слов и внутреннюю духовную чистоту.
И есть четыре категории людей. И не только для женщин, но и для мужчин. Мужчины бывают красивые, но не воспитанные. Думают » я богатый, крутой»…
Они богатые, но с неприятным запахом. Есть мужчины красивые и приятные. Есть которые неяркие и неприятные. Есть некрасивые, но приятные. Есть четыре категории. Будда определил именно так…
Внутренняя духовная чистота очень важна для нас. Не надо показывать людям, какой вы духовный, не надо всем говорить, что вы вегетарианец, что вы не обманывали других, что вы не убийцы. Когда вы хотите сказать о себе хорошо, вы развиваете эго. Это очень тонкие духовные практики. Представьте, что лодка имеет много дырок. Вам надо найти дырки и заделать их глиной. Одну дырку закрыл — другие нашлись. Вы думаете, что вы хороший, духовный, спокойный, что у вас все хорошо… Но сразу же открываются другие дырки, которых больше. Вода попадает в мелкие дырки, хотя большие дырки закрыты. Я родился около моря. Лодка была основным транспортом для семьи. Однажды я с папой пошел на рыбалку. Нашей лодке было уже 50 лет, она досталась от прадедушки. Мы поплыли. Папа сначала на берегу искал глину, чтобы заделывать дырки. А потом папа работал веслами, а я откачивал воду и закрывал дырки. Папа сказал мне, что надо ремонтировать лодку, сынок. Пока ты откачивашь воду, рыбы боятся и уходят. Мы пришли домой с пустыми руками, ничего не поймали. Рыба любит тишину, а я шумел, откачивая воду. Духовые практики — это как ловить рыбу. Надо очень тихо сидеть и смотреть на свое внутреннее состояние.
Поэтому мы изучаем буддийскую философию и психологию. Учение Будды полезно. Не надо размышлять, сомневаться. Если я бы я не был буддистом, мне бы все равно нравился буддизм. Будда любил читать лекиции по пунктам. Существуют 45 томов Трипитаки, и каждая глава — это лекция, и каждую лекцию Будда читал по пунткатм. 1 том — 1000 страниц. И все — по пунктам. Будда читал лекции, а нам надо просто слушать. Делать или не делать — это ваше право. Это не догма. Это дорога. Это карта. Вы будете использовать карту или нет — это ваше право. Люди собираются ехать ко мне в Буддавихару, я говорю им: посмотрите карту на сайте. Не раз, не два, а больше. Один человек смотрел один раз, ехал, и искал 2 часа этот дурацкий буддийский центр. Я поставил знак, что буддийский центр здесь, но цыгане убрали… (смеется). Я думаю, чо не надо принимать буддизм как религию, как веру. Продолжайте исповедовать вашу веру, вашу религию. Понимаете, чтобы ездить на метро, не надо менять религию. Я буддист, я поеду до Дыбенко, или до Рыбацкого, или до Приморской. Просто я буду использовать учение как карту жизни. Вы должны иметь правильную инструкцию, правильную карту жизни. Но буддизм — это не единственная карта жизни. Вы можеет использовать христианство, ислам, каббалу, суфизм. Но не надо сидеть на муравейнике, как некоторые советуют, — это нехорошая рекомендация. Это не даст вам Просветление, только если муравьям… (смеется).