Эти первые ловушки — самые простые.
3. Випасанаяна. Очень яркая концентрация, состояние «Человека дождя». Например, сразу после прочтения книги. Человеку кажется, что он Будда или Архат. Я в 11 лет запомнил целую книгу мантр за 7 дней. Думал: «Достиг». Наставник сказал: «Просто у тебя яркий ум». Если на основе этих ощущений возникает привязанность к результатам — это опасно.
4. Пасати. Физическое спокойствие, неглубокий его уровень. Например, молодой человек очень сильно любил девушку, а она его бросила. Парень не хочет никого, решил уйти в монастырь. В результате такого успокоения своего сексуального состояния делает вывод: «Очень хорошо, что она меня бросила — это мое духовное достижение». Можно зависнуть в этом на 10-15 лет. На самом деле это сексуальная проблема.
Или в такой же ситуации решил быть как женщина: одеваться, хорошо готовить, быть аккуратным в быту. И опять же думает: «Я достиг». Опять не то.
5. Сукха. Счастье. Радость от спокойствия. Это тоже не достижение. Один мой друг долго был бедным. И вдруг бизнес пошел, парень разбогател. Продал свое российское предприятие за 15 млн. долларов и уехал в Америку. Растратил деньги — встретил там украинку, она его обокрала; ничего не осталось. Вернулся в Россию: «Чатри, помоги мне найти работу». Духовная практика — тот же бизнес: идти дальше, не останавливаться. В духовной практике останавливаться нельзя, делать паузу нельзя, как в любом деле. Я сам 15 лет назад знал английский лучше, чем сейчас. Каждое свое достижение надо оценивать, оглядываясь назад; иногда влево — вправо. Двигаться вперед, не останавливаться никогда, продолжать.
6. Атимокша. Уверенность, что душа очень чистая и очень сильная. Без ума, как бык — только вперед. Человек сам себе думает: «Все правильно». Надо смотреть уровень и качество уверенности. Какая уверенность? Например, во время лекции студент кивает на мои слова: «Правильно». Я спрашиваю его: «Почему правильно? А если я обманул?». Не обязательно буддийский монах все скажет правильно. Будда сказал: «Если ты мне веришь, а сам не проверил — ты дурак». Или вы в чем-то уверены, потому что мама или папа сказали. Но бывает и дурацкий отец. Люди делают много глупостей из-за верных друзей. Сначала возникает доверие, затем уверенность в постоянной правильности их слов, а из этого появляются заблуждения.
Мой брат, бизнесмен, говорит: «Встречаешь нового партнера, первая сделка выгодная, доходная; вторая — тоже. На третьей сделке будь готов к тому, что твои партнеры могут обмануть тебя». Так и в духовной практике — до конца нельзя верить никому: ни себе, ни своим результатам. Уверенность без рассмотрения — ошибка.
7. Покаха. Слишком сильная настойчивость или терпение. Нормальный человек может сидеть в медитации три часа. Но восемь — это уже не нормально. Может быть, чтобы поразить других. Слишком настойчивый человек бывает неприятен. Особенно, если мужчина звонит, пристает к девушке: «Ты где была? Чем сейчас занимаешься?» и т.д.
Глупая настойчивость не дает результата. Например, слона невозможно остановить веревкой. Не вешайте веревку на ногу слона. Контролировать слона легко: сидеть на шее и бить палкой по голове, в макушку — если нужно. Только мудрость, внимательность и настойчивость управляют слоном. Погонщик бьет маленькой железной палкой слона, когда тот идет не туда, куда хочет погонщик. Маленький погонщик — 50 килограмм. Огромный слон — четыре тонны. Маленькая палка. Но точный удар в макушку делает свое дело. Когда слишком настойчиво — неприятно. Ко мне в монастырь пришла сестра поговорить, а парень звонил ей одиннадцать раз за те два часа, что она была у меня. Сестра сказала: «Я устала от его звонков, поговори с ним». Я звоню этому мужчине, объясняю ситуацию, а он мне отвечает: «Я ее люблю». Надо делать комбинацию и адаптацию. Средний путь.
8. Упатана. Слишком сильная концентрация. Это напряженность. 24 часа в сутки человек себя контролирует — это уже слишком много. Это духовная, медитативная напряженность. Хорошо, что есть концентрация, осознанность, внимательность. Но бескомпромиссность — это уже слабость. Надо делать комбинацию. Будда потому и выигрывал. Расслабляться иногда.
9. Упека. Все под контролем, но мне все равно. Зачем тебе тогда нужна
духовная практика, если тебя «не касается»? Нравственность, равностность — хорошо, но если всегда так, то нет развития.
10. Никанти. Нравственность. Тонкость. Очень тонкие ощущения. Когда вода без волны, ровная. До цунами за два-три дня нет волны. Сестра была там, сказала: «Странно — очень спокойно». Она уехала. А потом было цунами. Под спокойной водой слишком горячо. Слишком много спокойствия — опасно. Будда показывал эмоции — но это его умение. На агрессивного человека кричал, часто говорил: «Уходи отсюда». Комбинация: надо владеть собственными эмоциями и эмоциями человека, чтобы научить.
Абсолютная равностность не дает никакого развития. «Деньги, одежда, уборка, обучение других — ничего не хочу», — только дурак может так говорить. Если человек постоянно говорит об ауре, чакрах и т.д. — до настоящего развития далеко.
И еще о карме. Многие думают, что концепция кармы — это шантаж. Карма — это наши дела, слова, мысли. Что говорили, то и получаем. Верить не обязательно — в любом случае получаете результат. Надо не верить, а думать правильно. Концепция кармы не для того, чтобы люди верили «в буддизм». Духовные практики нам нужны, чтобы получать результаты, пока мы живые. Не только после смерти. Научить, как жить сейчас, а не после смерти. Откладывать так далеко результаты глупо. Умные люди не будут смотреть передачу, где все «после смерти». С нами Дхарма, Бог. И карма — не после смерти, прямо сейчас. Закон Бога, кармы человек может ощущать прямо сейчас.
Сегодня Рождество. Мантра, которую вы сейчас услышите — для Иисуса Христа. Он был великим духовным учителем.