Первая лекция в Дацане (2002)

P1140459Будда сказал, что каждый человек рождён, что бы стать пробуждённым. Вы понимаете, у каждого человека есть способности стать Буддой. Рано или поздно. Приходите, учитесь, практикуйте и получайте результат. Это Буддизм. Это не легко, а легко что?! «Верить. Просто верить. Самое главное надо верить…». Я не говорю, что это плохо, но для практики этого недостаточно.Что такое практика? Это значит «приехали в храм, читали мантры, медитировали.»
Это не совсем правильно. Практиковать вы можете каждый момент. Стирал одежду – это тоже практика, очень хорошая практика. Читал книгу – это тоже очень хорошая практика для медитации. Обратите внимание, на то, что вы читаете — это практика, медитация. Практика – это любой момент. Внимательность – это самая лучшая медитация.Антон и Женя читали одну книгу. Антон сдал экзамен на «4», а Женя на «5».
Потому, что внимательность у них разная. Просто Женя очень внимательный человек, у него медитация, концентрация больше. Или два человека закончили университет, юридический факультет, зарплата разная, начинали работать вместе, два года назад закончили учёбу вместе, а зарплата разная. Почему? Потому, что медитация разная, внимательность разная, концентрация на работу разная. Это неудобно, но когда вы практикуете очень часто, вы получаете, что вы хотите. А практика для обычной жизни — тоже неудобно.Будда сказал, что есть саматасамадхи и випассанасамадхи. На пали саматасамадхи значит «основная медитация», может быть для детей или начинающих. Випассанасамадхи
– это очень высокий уровень для монахов, для людей, которые духовно развиты, знают философиию. А практика – это внимательность. Если вы хотите понимать, что такое медитация, это не трудно, просто воля и метод – внимательность.
Каждый момент.Что такое внимательность? Это когда говорите очень аккуратно. Надо думать, потом говорить. Я тоже иногда говорю не подумав, а потом, в конце концов, чувствую, что нехорошо сказал. Поэтому надо думать, а потом говорить. А затем сделать.Я не обещаю, что не будет неудач, ошибки будут, но будет меньше ошибок, когда
аккуратно думаешь, а потом говоришь. А что надо говорить? Надо говорить правду.
А правду иногда говорить опасно. Глупые люди могут неправильно вас понять. А что надо говорить? Надо говорить вещи, которые помогают людям развиваться духовно.

Много шуток — тоже плохо. Постоянно говорить шутки – это пародист. Максим Галкин (смеётся). Это приятно — смотреть программу «Аншлаг». Я тоже смотрел для практики русского языка. Это «приятности», театральная работа. На самом деле мы живём в обществе и надо говорить правильные вещи. Я не буду говорить долго.

И следующее. Счастье. Даже слово «счастье» – это очень приятно. Счастье — когда на Новый год писал на открытке пожелания счастья и здоровья — очень, очень приятно. А когда говорю «боль» или «страдания» – это неприятно.

Надо понимать, что когда есть достижения — потери тоже есть, тоже существуют. Когда есть слава, достоинства или звания — привязанности тоже есть, тоже существуют.

Это пара, они вместе, как муж и жена. А когда есть вина, похвала тоже есть. Надо понимать, надо знать об этом. А люди говорят: «это Бог сделал». Или говорят: «он плохо обо мне говорит, и поэтому я хочу убить его. Или побить». Это не правильно. Надо понимать. Это простые вещи. Будда говорил, что есть средний путь. Не плюс, не минус. Приятности – тоже плохо, неприятности – тоже плохо. Тогда что самое лучшее?

Мачивативапатам. Мачима на санскрите значит «средний» Не плюс, не минус, не лево, не право, а Средний Путь. Поэтому, когда вы слышали о приятностях или неприятностях, у вас есть счастье или боль, страдание, то я говорю, что это физическое, а не духовное. Когда у нас есть привязанность, когда есть слава, когда у нас есть достижения, когда вы чего-то добились, получили что-то — тогда проигрыш тоже есть, потери тоже существуют. Надо понимать. Это основные вещи. Простые вещи, которые существуют в нашей жизни. Я писал стихи на тайском языке, иногда на английском. Я учился буддийской философии больше, чем двадцать лет (почти тридцать), потому писал так:

Мы должны чувствовать больше, чтобы понимать.
Мы должны любить больше,
чтобы человеческая любовь возвращалась,
и принять любовь обратно.
Мы должны плакать, чтобы очистить сердце.
Если вы хотите плакать, то — пожалуйста.
Слёзы не всегда от горя, есть слезы счастья.

Люди иногда плачут, когда очень приятная ситуация, когда сын здоров, когда дочка поступила в университет. Или плачут, когда потеря. Люди плачут от радости и от горя. А не правильно, я думаю. Мы плачем для того, чтобы очистить сердце. И мы должны улыбаться больше, смеяться больше.

Мы должны сами смотреть на вещи, а не полагаться только на фантазии. Просто фантазии – не ясно, что это. Надо смотреть самим, изучать жизнь. Мы должны слышать лучше, что бы слушать желания других людей, а не только свои.

Не только, что «я так хочу». Что ты хочешь – это не важно. «Я так хочу, а что вы хотите – это не моё дело.» — я очень часто это слышал в России, и быть может, вначале не понимал значения этого выражения: «Это не моё дело». Я ходил в деканат. Вы сделали студенческий билет? Или вы сделали медицинскую справку для меня? И мне на это отвечали: «Это не моё дело». Я спрашивал других людей, они очень часто отвечали: «Это не моё дело». Просто так говорят. Они не чувствуют ответственности как люди, перед другими. Даже если они не работают секретарями в деканате, всё равно должны чувствовать, что надо помочь. Может быть она не работает секретарём, который делает студенческие билеты, но надо же подсказать — кто делает.

А мы очень часто теряем хорошую карму. Хорошая карма – это не значит отдать деньги, не только помогать людям материально. Хорошая карма — это даже чувство, желание помочь. Мотивация – это тоже хорошая карма. Я бедный монах, очень часто видел бедных людей. Хотел помочь, а копейки нет. Желание помочь есть, а возможности дать копейку — нет. Но желание помочь – это тоже хорошая карма, результат не меньше, чем материальная помощь.

Мы должны отдать больше, а получить меньше. Отдать не обязательно что-то материальное. Нет, это может быть просто желание, мотивация. Желание помочь – это тоже хорошая карма. Мы должны больше давать, не получая взамен ничего, давать бескорыстно. Мы не должны различать понятия «я» и «другие». Мы все одинаковы.

Мы должны создать мир, в котором каждый человек может жить. То, что я говорю — на самом деле Будда так говорил. Почему Буддизм отличается от других религий? Потому что Будда, даже Будда, говорил, что верить ему нельзя, не надо, пока cам не убедишься.

Есть 10 принципов, которые Будда утверждал по этому поводу. Когда он был в Арионе, сейчас эта провинция на юге Индии, называется Калам. Будда сказал не руководствоваться характеристикой, не руководствоваться традициями «просто традиция такая, и поэтому я верю». Понимаете? «Такая традиция есть, поэтому я верю, я верующий, поэтому у меня такая религия». Я родился в Таиланде, мои родители буддисты, поэтому я – буддист. Я родился в России — поэтому я православный, я родился в Германии — поэтому я лютеранин, я родился в Риме — поэтому я католик, или я родился арабском мире — поэтому я мусульманин. Это традиция.

Я родился в Таиланде, но я не чистый таец. На 50% я индус. Бабушка, дедушка, мама – индусы, исповедуют индуизм, а папа и его отец конфуцианцы. Только одна бабушка буддистка. Только на 25% я буддист «по рождению». Поэтому, когда я говорил родителям, что хочу уйти и дома в монастырь (Буддхамкаро тогда было 9 лет прим.ред.) родители отвечали: «нет, нет, нет», не отпускали. Я сказал: «папа, мама, то что я ходил в храм, это моё решение, я сам решил». Поэтому, что бы развивать мудрость, нельзя полагаться только на одну традицию. «Потому, что у нас такая традиция» — нельзя так думать. Нельзя следовать слухам. «Люди так говорят несколько поколений, поэтому я верю». Не следовать писаниям: «в Трипитаке так написано, в Библии так написано, в Талмуде так написано, в Коране так написано». Не надо верить писаниям. Надо верить своей мудрости.

Не надо следовать только логике: «Он очень умный человек, поэтому я верю». Я учился в университете, и так очень часто говорят: «читайте эту книгу, очень хорошая книга, очень логично написана». Достоевский, Толстой, очень логично, надо верить. Или Библия, Трипитака. Если вы не понимаете, то не надо верить даже Буддизму, не надо верить, если не понимаете. В Буддизме нет политики, что бы было больше верующих, больше прихожан. Что бы больше приходило в храм каждый день, что бы больше собрать денег. Не составляют статистики, что сегодня пришло 20 человек, завтра 30, а послезавтра 50. В Буддизме нет такой политики. А если люди не понимают? У них мудрости не хватает. Не нужно стремиться привести в храм как можно больше людей.

Не следовать теории. «Очень хорошая теория, поэтому я верю». Если, например, один профессор написал, если сделать этакую машину, на ней можно будет ездить — это хорошая теория. А есть человек, который построил машину, он не знал теории, но машина уже есть и ездит. Поэтому теория – это просто теория, и надо самому проверить, надо самому знать, понимать, практиковать, а потом убедиться.

Не следовать вере, что, возможно, это получится, тоже нельзя. Надо практиковать. Из самого последнего, что сказал Будда — не следовать идее.

«Это мой учитель», или, «я – ваш учитель». Я очень умный человек, надо верить! Это не правильно. Не надо верить. Есть только одна вера, одна религия, где говорится, что если у вас недостаточно хорошо развито такое сознание, можно принять другую религию. Очень странно, но очень полезно. Только одна религия такая — Буддизм.

Очень интересно, до того, как я приехал в Россию, я читал лекции для иностранцев, которые приезжали в Таиланд на практику. Максим тоже там был. 50 – 400 человек каждый месяц приезжают в Таиланд на курсы буддийской философии. Я заметил, что в основном, приезжали люди из богатых стран: из Скандинавии, из Норвегии, из Франции, из Германии, из Бельгии, их США. Почему они пришли в храм?

Я расскажу вначале, какой в храме режим: Надо вставать каждый день в 4 часа, а потом 20 минут, что бы почистить зубы, помыться, убрать в комнате, потом надо медитировать час. Надо слушать теорию медитации полчаса, а потом надо медитировать один час. Люди приезжают, обычно очень богатые, а курс занятий стоит 30 долларов. В Америке только один обед стоит 30 долларов. Когда я вижу профессора из Америки, то говорю ему: «Извините профессор, закон один для всех приехавших на практику». Я говорю: «профессор, очень грязно в Вашей комнате и вокруг. Не могли бы Вы убрать?» и он убирает. А когда человек очень богатый, миллионер из Америки или Великобритании, я говорю ему : «Вы не могли бы почистить туалет?», он убирает. Или студенты из известных университетов: Оксфорда, Кембриджа. Говорию: «Убирайте территорию – очень грязно», и они убирали.

Это хорошо, очень хорошо — Бросить Своё «Я».

Буква «я» — самая сложная буква. В русском языке есть буква «я». Мы не понимаем букву «я», а буква «я» – это самый большой враг. Я – юрист, я – аспирант, я – студент в на восточном факультете, или я – президент, я – буддийский монах, я очень много получил дипломов, ой, у меня папа очень богатый, или я такой умный… Поэтому надо бросить букву «я». Не надо говорить «я – муж, мне ничего не надо делать, жена готовит, а я читаю книгу, она – жена, а я – муж». «Я сын»… а маме надо готовить для меня.

Не надо ничего ожидать от других людей. Надо бросить, каждый день, бросить
букву «я».

Я тоже иногда говорю, что аспирант, поэтому когда ко мне приходят в гости в общежитие абитуриенты или абитуриентки и спрашивают: «На каком факультете вы учитесь?», я не хочу отвечать. Зачем? Я не говорю, что «я аспирант, учусь в Университете на международных отношениях. Я такой умный, закончил многие университеты, я был в США, в Великобритании, в Австралии, я много сделал». Считать так — это очень, очень, очень большая ошибка. Поэтому надо бросить «я». Бросить, я уже говорил, не означает самоубийство. Бросить слово «я» или плохие желания у себя, свою гордость.

Каждый раз, бросая «я», мы становимся лучше как люди.

Я говорю, что если вы хотите быть хорошим человеком, то не надо думать о другом так: «Ой, он очень странный человек, он убирал территорию, он почистил туалет, он помыл пол, убрал в комнате, работал, весь грязный. Зачем это ему?». А в принципе, если мы так делаем, мы помогаем себе. Это очень важно, чтобы быть хорошими людьми.

Мы родились, чтобы выполнить свой долг. Не буду объяснять, что такое долг. Долг – это не значит деньги, которые я одалживал у Максима. Долг, как человек. Не надо думать, как думают другие люди, надо делать то, что правильно. Думаю, что я уже много сказал. У вас есть вопросы? Любой вопрос. Я буду отвечать если смогу, если не смогу — то не смогу.

Вопрос:

Приедете ли Вы в Бурятию давать учение?

Ответ: У меня есть желание, хорошее желание, но сейчас нельзя – учусь.

Вопрос: То, что мы все сегодня здесь собрались, это что-то обозначает?

Ответ:

То, что вы все сегодня пришли, обозначает, что у вас есть хорошая карма. Может быть в прошлой жизни, не надо говорить о реинкарнации, может быть в прошлой жизни, вы были буддистами, может быть, поэтому вы пришли сюда. Почему это не просто? Вы родились в России, традиция другая, вера другая, страна другая, политика другая.

У человека есть знания, мудрость, чувства, и надо каждый день улучшать. Мы родились, каждый из нас, для того, что бы стать Буддами. Рано или поздно мы получим Просветление. Буддизм – это одна только религия где есть закон «анатман».
Самая главная концепция, кроме непривязанности, ещё «анатман», «нет эго». Будда — первый человек, который ушёл от атмана. Что значит «анатман»? Это значит нет эго. Надо понимать. Что все вещи, это как иллюзия, понимаете?

Красота тоже иллюзия. Очень многие мужчины бросили своих жён, потому, что рано или поздно, неправильное понимание даёт о себе знать. Раньше они думали, что жёны и красивые, а потом заметили… не красивые. «Почему ты бросил жену?»
«Потому что она не красива.» А люди не понимают, что это — иллюзия. Надо знать, что это иллюзия. Для этого Будда сказал, что все вещи – это иллюзия. Храм! Видно, что это храм, что это – здание. «Почему вы сказали, что это иллюзия? Это – здание, это – не иллюзия».

Потому, что мы можем видеть. А что мы видим глазами, это не правильно, это – иллюзия. Надо чувствовать, всё зависит от закона изменения, от непостоянства. «Анатта» по-русски – «не я», это значит иллюзия.

Буддизм — религия, которая отказалась от буквы «я». Далеко от буквы «я».

Если мы не можем бросить букву «я», или чувства связанные с буквой «я», то мы никогда не сможем постигнуть настоящую мудрость. Мы не сможем никогда стать Буддами. Я уже сказал, что каждый человек родился для того, что бы стать Буддой. Будда так сказал. Если мы не можем бросить букву «я», мы никогда не станем Буддами, поэтому надо бросить эго, или плохие желания и гордость.

Каждый день надо стараться быть спокойным, сидеть спокойно. Две, три минуты,
может быть в метро, и подумать:

— что я сделал плохого сегодня или год назад, какие ошибки я сделал 2 –3, может быть 5 лет назад, вчера, позавчера, на прошлой неделе, в прошлом месяце, в прошлом году. А потом надо понять, что я сделал неправильно, а потом — надо исправлять! Не очень легко.

Вы родились в России, я уже говорил, страна не подходит, вера не подходит, даже логика не подходит, знания тоже не подходят. Я не говорил, что у меня не было проблем в университете, потому, что преподаватели у меня были православные. Я не буду говорить, кто эти люди, но это есть. Поэтому когда люди говорят: «Ты странный, ты же русский Алексей. Почему ты буддист? Ты — дурак!». Это тоже хорошая практика для вас. «Ты — дурак! Ты родился в России. Ты – европеец. Будда был индус». Люди много говорят плохого, поэтому не надо обращать внимания.

Если вы хотите быть хорошими людьми, не надо думать о том, что плохое говорят
про вас люди. Надо понимать: «я – хороший», или «я – плохой», а не верить слухам, обращать внимание. Вы — русские, и буддисты. Это не просто. Вера другая, страна другая, люди другие. Это очень трудно. Будде тоже было не легко. В Индии очень много богов. Полно. Сколько богов я не знаю, но очень много. Бог солнца, бог дождя, бог гор, даже бог стульев. Очень много богов. Боги – это привязанность, эго.

Если будет время, я буду говорить на следующей лекции на тему «нет религии».

Я читал в Трипитаке: Ананда спросил у Будды, правда ли, что люди говорят, будто буддизм это религия? Будда не говорил, что буддизм это религия. Он сказал Ананде, что у него нет религии. Может у буддийской философии есть другое название, но всё равно – это закон природы. А что такое закон природы? Закон природы – это изменения, закон непостоянства, закон «нет «Это». У вас есть вопросы?

Вопрос:

Как бороться со своей ревностью и завистью, когда они появляются? Например, профессор говорит одному студенту с моего курса, что ты поедешь в Италию, а мне – ты не поедешь. А я знаю, что оценки у меня лучше, чем у того студента, и у меня возникает ревность.

Ответ:

Будда сказал, что есть четыре типа ревности (дискриминации):

Первый тип ревности от любви. Это тоже очень опасно. Я не буду говорить подробности.

Второй тип ревности от ненависти. Он любит другого студента, поэтому он говорит, что тот лучше. Он не любит тебя, поэтому так посткпает.

Есть ревность от непонимания. Не понимает, поэтому есть ревность. Он сам глуп, поэтому есть ревность.

Есть ревность от страха. Например, тебе нравится этот преподаватель, ты чувствуешь, что он к тебе относится не очень хорошо, потому, что может быть ты боишься.

Четыре типа ревности. Любит, не любит, непонимание, страх. Поэтому так получается. На самом деле не надо обращать внимания. Если ты ревнуешь, значит ты сам чувствуешь себя плохо.

Может быть есть люди, которые уже давно хотят стать буддистами.

Надо принимать Будду, как Учителя, надо практиковать Учение Будды, надо понимать закон природы, и третье — надо уважать учеников Будды, людей, которые отбросили букву «я» Ариясал. «Ария» – это значит святой, «Ариясал» — пробуждённый человек. Святой человек – это человек, у которого сознание очень чистое, абсолютно чистое.
Это Сангха – ученики Будды, поэтому святых учеников надо уважать. Если у вас есть желание стать Буддой, или вы хотите понимать закон Бодхисаттвы, тогда надо помогать. Помогать – это не значит, что надо говорить:«Буддизм самая хорошая религия». Не надо говорить, надо показать.

Например, у вас есть дети, вы хотите, чтобы дети были хорошими. Вы сами должны быть хорошими людьми. Вы не хотите, чтобы дети курили, тогда сами не курите.
Вы понимаете? «Ой! нельзя курить, что это такое!? Нельзя пить!». А сын спрашивает: «Папа, почему ты сам каждый день куришь и пьёшь?». Надо делать уроки, а дети спрашивают: «Папа, а почему ты сам смотришь телевизор?» Если вы хотите, что бы дети были такими, как вы хотите, надо показать пример.

Показать пример — это не показуха. Показал, что надо читать, читал пять минут, а потом ушёл в свою комнату и стал смотреть телевизор опять. Очень хитрый отец. Надо показать, что я хороший папа, и ты сын тоже будь таким.

А если вы хотите, что бы другие понимали, что такое жизнь, зачем мы родились,
надо показать, что у нас самих есть правильное понимание. А если они всё равно
не понимают зачем живут, то это уже зависит от мудрости человека.

Поэтому, например, мне очень трудно говорить о Ниббане. Что такое Ниббана я могу объяснить, а что я чувствую, перешагивая Ниббану — не могу говорить, потому, что я сам не получил Ниббану. Может быть, я получил только моментальную Ниббану.

Есть два типа Ниббаны. Моментальная Ниббана – сначала у вас были страх, агрессия, желание, а потом вы смогли успокоить сознание, контролировать свои чувства, мысли. Это называется моментальная Ниббана. А полную Ниббану, как у Будды или святых его учеников – архатов, можно получить только через практику, через мудрость. Когда у людей есть агрессия или непонимание, они очень редко замечают это. Поэтому, чтобы узнать, что у нас есть агрессия, плохие желания, или плохая карма, заметив в себе — надо практиковать.

Вопрос:

Как контролировать арессию?

Ответ:

Надо сказать себе; «Спокойно, спокойствие. Нельзя допускать агрессию». Но на практике это очень трудно. Попробуйте сами – очень трудно. Практика – это не только слова. Если есть криминал, бандиты на улице, а милиции нет, то что будет? Бардак.

Поэтому контроль — как милиция, а агрессия — как криминал. Научится можно только через практику. Попробуйте, когда у вас есть агрессия, контролировать себя. Не только слова, потому, что слова можно говорить как угодно, я могу говорить много красивых слов. Я могу говорить, что вы русские очень хорошие, вы пришли в буддийский храм, я могу так говорить. Я говорю, что только умные пришли в буддийский храм (смеется).

Вопрос:

Есть отличие между Буддой и архатом?

Ответ:

Будда – сам архат.

Вопрос:

То есть разницы никакой нет?

Ответ:

Разница есть. Будда – Учитель. Когда буддийский монах практикует учение Будды – медитацию, а потом получает полную Ниббану, у него статус, как у Будды. У Будды и у архата статус одинаковый, но просто мы уважаем Будду, как Учителя.

Например, Максим учился на юридическом факультете. Когда–нибудь, он получит звание кандидата юридических наук, а его преподаватель — тоже кандидат юридических наук. Знания у них одинаковые, но его профессор – учитель, а он – ученик. Разница есть. Это разные вещи.

Вопрос:

Сколько надо жизней, чтобы стать архатом?

Ответ:

Зачем это тебе знать?

Но, в принципе, нужно 9 жизней. Это не легко. Но есть люди которые могут придти к Ниббане сразу. Например, может быть вы слышали о Ахимсаке? Ахимсака был сыном чиновника очень высокого уровня, который был на службе у короля в Индии. И он учился индуизму в школе. И он был самым умным студентом. А другие студенты были против него. А их учителю было уже 70 лет, а его жене только 18. Молодая жена и старый преподаватель Студенты, которые учились с Ахимсакой, завидовали ему, потому, что он был очень «мудрым» и учитель очень любил его. Поэтому они сказали учителю: «Вы знаете, Ахимсака любит Вашу жену».
Пустили клевету. И учитель поверил тем сплетням. Он захотел убить Ахимсаку. Учитель быт очень хитрый человек, и поэтому сказал Ахимсака: «Ахимсака, ты хочешь получить самые, самые секретные учения от меня?». Ахимсака, конечно захотел. «Тогда» – сказал учитель: «ты должен убить 1000 человек».

Ахимсакака был самый хороший, самый прилежный ученик, он очень уважал учителя, думал, что он самый хороший учитель, самый хороший мастер. Поэтому он поверил учителю и решил сделать так, как он сказал. И он убил очень много людей, почти тысячу. Каждому убитому человеку он отрезал один палец, и у него их уже было 999. Т.е. он убил 999 человек. Король приказал солдатам, чтобы они нашли Ахимсаку и убили. И они искали его. И скоро они планировали убить Ахимсаку. И Будда узнал с помощью своих иттхи, что, если он не поможет Ахимсаку, то скоро его убьют. Будда пошёл к дому, где был Ахимсака. А мать Ахимсаки тоже хотела помочь сыну и пошла к нему. И Будда понял, что если сегодня не придёт к Ахимсаке, то Ахимсака убьёт свою мать.

Это самая, сама плохая карма. И Будда узал об этом. Поэтому когда мать пришла к сыну, Будда тоже туда пришёл. И когда Ахимсака увидел мать, то он не узнал её, он не обратил внимание и на то, что перед ним стоял Будда. Он думал лишь о том, что если он убьёт ещё одного человека, то получит тайные знания от учителя. Поэтому кто будет убит: мать или Будда, для него уже не было важно. Будда поняв его мысли побежал, а Ахимсака побежал за ним и просил его остановиться.

И Будда остановился и сказал:

-Я уже стою, а ты всё продолжаешь бежать.

Ахимсака был очень умным человеком, и от этих слов сразу же получил просветление, он стал архатом. Только несколько слов и ему их было достаточно, потому что он был очень умным человеком. Поэтому я говорю, что самую, самую плохую карму тоже можно изменить. Смотрите: он убил 999 человек, а в конце-концов стал архатом. Если вы знаете, в Таиланде или на Шри-Ланке монахи ходят и собирают еду. Авинцека тоже с другими монахами ходил в Арионе и собирал еду. И люди вспомнили его, взяли камни и стали побивать. Всё тело Ахимсаки было в крови.
Он уже получил полную Ниббану, он уже стал архатом, но всё равно, результаты плохой кармы тоже ещё были. На самом деле человек, который сделал плохую карму, должен получить результат. Вы спросили можно ли победить самую плохую карму или нет? Я говорю, что можно, но надо быть очень умным, очень мудрым. Вы пришли сюда в буддийский храм. Буддийский храм называется буддийским храмом почему?
Я хочу объяснить, что означает слово Будда. Будда – это значит пробуждённый
человек, а буддийский храм – это храм для пробуждённого человека. Поэтому
вы сегодня пришли в храм для пробуждённого человека.