Сегодня я буду говорить о «сапайя». Слово «сапайя» переводится с пали как «удобство». Мы будем говорить о хороших условиях для практики медитации, о положительных, хороших условиях, которые помогают практиковать. Будда использовал слова «сапайя». Сюда можно отнести хорошее здоровье, хорошее настроение, уютные приятные условия. Эти условия Будда перечислил в сутре, которая называется «Висути Макха». «Макха» означает путь, «висути» означает очищение, чистота. «Висути макха» — это путь к чистоте. Чистота чего? Чистота медитации и концентрации. Для того, чтобы эффективно практиковать медитацию, нам нужно создать 7 условий.
Первое условие на пали называется «аваса-сапайя» — это уютные помещения, жилье. «Аваса-сапайя» означает в общем уютное место для медитации. Аваса на пали означает «жилье» или «помещение». Я не буду подробно говорить об уютном помещении… Уютное помещение — это просто подходящее место. Место, где не очень душно, не очень холодно, не очень жарко, не очень темно, не очень светло, не очень тесно, не очень широко. Представьте себе зал медитации размером в 1000 метров! Это плохо, неудобно. Хорошее место всегда не очень большое. Если вы видели кельи для буддийских монахов, то знаете, что их размер 2 на 3 метра. Будка моей собаки — 2 на 2 метра. Монашеский домик для практики обычно 2 на 3 метра, особенно в лесных монастырях, например, в Суан Мокх много таких домиков для медитации. В монастырском домике для практики разрешают иметь только один матрац и одну подушку. В кельях ничего нет, нет удобств, ничего не, кроме места для сна и места для медитации. Это называется «аваса-сапайя». Уютное место — это место, где чисто. Перед медитацией надо убрать помещение. Вы представьте, если в комнате, где вы хотите медитировать, везде мусор, бумаги, пыль, книги, одежда. Вы понимаете? Все в одной комнате — книги, пыль, подарки, продукты, бумага… Перед медитацией надо посмотреть, подходит ли ваше помещение для практики. Книги должны стоять на полке. Бумаги надо положить аккуратно, одежду положить в шкаф, чтобы она не валялась. Продукты должны лежать на кухне, а не в комнате. Представьте, что в зале для медитации везде лежат продукты. Виноград, например… Сидел человек, сидел, медитировал, а потом покушал винограда, потом бананы. Опять сидел, потом покушал чипсы, семечки, потом выпил 100 грамм водки и покурил (смеется) — замечательная получится медитация… Надо убирать ненужные вещи. Чисто и аккуратно. Сделать так, чтобы в помещении не было лишних вещей. Одежду надо стирать, мусор убирать, пол вымыть, протереть пыль. Иначе во время медитации мы будем закрывать глаза и знать, что в комнате бардак. Подсознательно будем это знать. Поэтому Будда рекомендовал перед медитацией убирать комнату, смотреть за порядком своего места. Нужно даже в лесу наводить чистоту. Например, в лесных монастырях монахи убирают листья очень-очень аккуратно. Вокруг монашеской кельи обычно очень чисто. Поэтому «аваса-сапайя» — чистота места — очень важная для практики.
Второе условие на пали называется «кочара-сапайя». «Кочара» переводится как транспорт. Транспорт — это не только лошади, машины. Ходить пешком — это тоже транспорт. «Кочара-сапайя» означает, что до места практики можно легко добраться. Например, келья может находиться недалеко от деревни. Согласитесь, что тяжело ходить по 20 километров в день, чтобы медитировать. Мой друг построил монастырь в горах. Он говорил: «Мне ничего не надо!» Люди привезли чуть-чуть еды: немного соли, чая, сахара чуть-чуть. У него была еще 1 пачка спичек на 1 неделю. Но в Таиланде большая сырость. Спички от сырости не зажигаются. Я пришел к нему в гости, а мой друг уже почти превратился в скелет. Он говорит: «У меня спички мокрые, я уже неделю ничего не кушал!». Зачем строить кельи далеко от деревни? Он говорил, что будет ходить в деревню 1 раз в неделю… Я спросил у него: «Ну каково это: неделю ничего не кушать? Приятно?». Он ответил: «Не очень приятно». Я говорю, что не надо так делать, как сделал он. Практика — это всегда компромисс. Не слишком далеко и близко. Не слишком близко к колодцу, рынку, дороге. Нельзя, чтобы келья была слишком далеко. На кладбище тоже нельзя медитировать, нельзя практиковать там, где воры бандиты тоже нельзя. Также монаху нельзя медитировать одному. Надо всегда медитировать вдвоем или втроем. Групповая медитация уже получится (смеется)… Поэтому первые два условия для хорошей практики — это аваса сапайя и кочара сапайя. Эти условия всегда должны существовать одновременно. Место для практики должно быть чистым, и до него должно быть легко добираться.
Третий фактор успешной практики медитации называется «паса-сапайя». «Паса» в переводе с пали означает «слова». Во время медитации надо слышать полезные слова: лекции, инструкции, советы, наставления. Нельзя говорить о торговле, вечеринках, тусовках, мероприятиях, убийствах, нельзя обсуждать семейные темы. Я видел, как в Таиланде бабушки обсуждали во время медитации своих внуков, детей, семейные проблемы. В таком случае медитации точно не будет. Будда говорил, что во время практики нельзя говорить о семейных проблемах. Когда бабушке 50, 60, 70 лет, она говорит о детях. Когда женщинам 20,30, 40 лет, они говорят о мужьях — об их машинах, о том, какой у них бизнес, о личных семейных отношениях, о поведении мужа. Зачем они пришли медитировать? Во время практики надо говорить только о практике, об учении, о том, как уйти из самсары. О бытовых проблемах говорить нельзя. Вы понимаете? Во время медитации нельзя решать деловые проблемы, не нужно обсуждать проблемы здоровья. Нельзя говорить вообще. Не говорите. Если вы поедете в центр медитации, то там нельзя разговаривать. На входе висит объявление не «Соблюдайте чистоту!», а «Нельзя разговаривать!». Люди приходят в монастырь и начинают обсуждать что-то. А надо молчать. Люди приходят, чтобы молчать. Если каждый из 10 тысяч практикующих будет говорить, то они будут похожи на воробьев, которые прилетают под крышу и чирикают очень шумно. Или как вороны гаркают около кладбища. В месте для медитации нельзя разговаривать, нельзя обсуждать посторонние вещи. А еще нельзя писать, слушать музыку, читать книги, не относящиеся к Дхамме. Например, человек пришел на медитацию с магнитофоном и наушниками… Представьте, что я медитирую, а у меня в наушниках звуки водопада, моря. Это уже не медитация. Медитация — это самоконтроль.
Четвертое условие правильной медитации называется «пукала-сапайя». Это означает, что люди, которые находятся вокруг вас, должны быть добрыми полезными, мудрыми, умными. Почему я так говорю? Представьте, что вы пришли ко мне в Буддавихару, а я буду кричать. Сможете ли вы медитировать? В буддийских монастырях учителя иногда бьют палкой учеников, но только после медитации, а не во время нее. Нельзя иметь страх во время медитации. Поэтому люди вокруг должны быть добрыми, ответственными, умными, особенно важно, чтобы добрыми были учителя. Надо иметь благородных друзей. Поэтому условия для практики — это не только слова, место, но и благородные люди. Те люди, кто рядом с вами… Вы знаете, я могу сказать так… Например, мужчина и женщина полюбили друг друга. Это хорошо. Когда люди любят друг друга, мир становится красивым. Но я могу сказать, что если люди любят друг друга, а потом нет, то это убийство. Если муж любит жену, а жена не любит мужа — это уже убийство. Что можно сделать, чтобы рыба общалась с чайкой? Ничего, они не могут найти общий язык. Поэтому рыбы общаются с рыбами, птицы — с птицами. Почему люди живут вместе долго? У них общая вера, философия, образ жизни, образ мыслей — много всего общего. Если общего нет — все разное, интересы разные — как они будут жить вместе? Надо иметь «пукала-сапайя» — подходящих друзей вокруг. Это важно для практики медитации.. Я поеду практиковать, а люди будут говорить со мной жестко. Я не смогу медитировать. Или я отношусь доброжелательно к человеку, а он жестоко относится ко мне, то пусть даже я — сильный человек, но я не смогу медитировать. Как я могу медитировать? Надо общаться с людьми, которые подходят вам, вашим манерам и привычкам, к вашим вибрациям. Иногда бывает, что вы еще не общались с человеком, но понимаете, что он плохой. Слово «пугала» на пали означает «человек», «люди». Иногда ученики помогают… Иногда я живу со страхом, потому что люди, которые у меня живут, плохо ко мне относятся. Если я настоятель монастыря, и я знаю, что мои ученики готовы убить меня, сделать зло, то мне страшно медитировать. Человек хочет сидеть дома, а его жена — воровка, проститутка, убийца… Он может медитировать? Она гуляет, вы зарабатываете, а она тратит, она воровка. Как медитировать? Вы понимаете, это не религия, мы не говорим о религии, мы говорим о семейной жизни! А если жена — убийца? Представьте, что жена говорит постоянно «я тебя убью». Муж пришел домой, а жена уже бьет сковородкой. На тебе! Тогда не будет духовной практики. Поэтому, чтобы медитировать, надо иметь хорошее окружение.
Пятый фактор удачной практики медитации — это «почана-сапайя». «Почана» означает «пища», «питание», «еда». Не надо перед медитацией кушать, например, тайскую лапшу, которая очень острая. Плохо. Медитировать не получится. Потому что пища очень острая. Или, например, человек съел плохие продукты и бегает в туалет каждые 5 минут. Какая у него будет медитация? Поэтому пищу, которую мы принимаем, надо тщательно выбирать. Надо принимать только правильную пищу. Нельзя есть много мяса, нельзя есть очень острую пищу, очень соленую, очень печеную, очень сладкую. Нельзя. Люди поехали в Таиланд. Они сказали мне, что тайские пищи плохие, потому что им пришлось каждый день по многу раз ходить в туалет. Я спросил у них: «Что вы ели?». Девушка сказала: «Я ничего не кушала, только кислые фрукты. Я ничего не кушала, я кушала только ананасы». Вы понимаете, что ананас — это средство очищения кишечника? Кислые фрукты… Я спросил: «Сколько ананасов вы кушали?». Она ответила: «Я бесплатно кушала 3 штуки в день». Она не кушала ни рис, ни рыбу, ни овощи. Только тамаринды, кислые фрукты. Если так питаться, то будут проблемы с пищеварением. Я ей сказал, что надо кушать чуть-чуть риса, фрукты чуть-чуть. Или, например, человек ест только мясо. Я виделся с женщиной-врачом однажды, моей знакомой. Она делает вскрытия. И она вскрывала кишечники умершим… Иногда люди не кушают овощи, едят только мясо и рис. Но без овощей. У таких людей в кишечнике к моменту смерти 10 кг отходов. Все копится в кишечнике. Это же труба, и там откладывается все. Старые пищи остаются. Они образуют камни, шлак. А это уже яд. Поэтому человеку надо перед медитацией кушать правильную пищу. Нельзя есть очень кислое, печеное, соленое, сладкое. Надо знать меру. Надо говорить о том, что я будут медитировать. Но ничего не кушать нельзя, много воды пить нельзя, мало воды — тоже нельзя. Рис, овощи, фрукты — всего должно быть в меру. Что можно? Смотрите сами. Решите сами, что вам можно. Человек спросил у меня: «Скажите, как кушать правильно?». Я сказал: «Сколько тебе лет? 35? Тогда решай сам». Я всегда говорю: «Золотая середина у каждого своя!». Ученики спрашивали: что такое золотая середина? Где она? Будда сказал: решайте сами. Образ жизни — это не линейка. Его нельзя привести к стандарту, что вот 30 сантиметров — длина, столько-то — ширина. Это не золотая середина. Надо самому принимать решения, выбирать то, что нам надо. Посмотрите, даже запах одежды у людей разный. Я, когда был маленьким, понюхал одежду брата. И подумал: почему не одинаковые запахи у моей одежды и его? Потом я понял: потому что люди разные. Мы кушаем разную пищу, у нас разное поведение, мы по-разному спим, пьем, кушаем, у нас все по-разному. Запах разный. Поэтому правильная пища важна для практики. Овощи.. Не всякие овощи мы можем кушать много. Нельзя есть только мясо, рис, рыбу. Кто кушает одно и то же, у того будут болезни. Будда сказал, что очень важно развивать «почана-сапайя».
Шестой фактор практики — это «уту-сапайя». Это означает, что для практики должен быть уютный климат, хорошая погода, температура. «Уту» в переводе с пали означает — «температура». Я сейчас вспомнил, как медитировал 3 года назад. На улице было минус 15, а в доме +2. Иногда в доме было минус 5 градусов, потому что не было отопления. Я все равно читал мантру, медитировал. Но это, конечно, неприятно. Сидеть на снегу — приятно? Когда слишком жарко или слишком холодно — это неприятно. Когда сыро или ветрено — тоже неприятно. Надо, чтобы было не очень жарко, не очень холодно.
Седьмой фактор — это «ирийяпата-сапайя». «Ирияпата» — это поза, положение. Кто-то придумал, что надо сидеть в позе лотоса. Это какой-то маньяк придумал! Это стереотип. Если кто-то сказал, что медитировать нужно только в позе лотоса. Это глупо. Как толстый человек, который весит там 150 кг — как он сядет в позу лотоса? Никак. Или западные люди, которые привыкли сидеть на стуле… Мне сидеть на стуле неудобно. Мне надо сидеть на полу, а западным людям — нет. Ирийяпата-сапайя — это важный фактор. Но нельзя, чтобы нам было очень удобно. Не надо медитировать в кровати, там очень уютно, тепло… Слишком удобно тоже нельзя. Сидите так, как удобно, по-человечески. Надо иметь контроль. Перед медитацией надо сделать разминку. Я делаю упражнения. Хожу по комнате, налево, направо. И потом медитировал 1 час спокойно. Просто сидеть сразу — неудобно. Ноги болят — это неудобно. Когда неудобно — это плохо. Когда очень удобно — тоже плохо. Если неудобно сидеть в лотосе, а вы стараетесь — это не хорошо. В вихаре есть подушки для медитации. Для русских медитировать без подушки — неудобно. А мне на подушке — неудобно.Это то, что касается условий, необходимых для практики медитации. Я хочу еще сказать про то, где Будда не рекомендовал заниматься медитацией. Таких мест 18.
1. Слишком большая вихара, слишком широкая. Если монастырь очень большой, значит, очень много людей в него придут. Чем больше вихара, тем больше людей. Представьте, что вы будете сидеть в зале Будды, а люди будут ходить каждую минуту, разговаривать.
2. Новая вихара, новое место. Нельзя медитировать в здании, которое не достроено. Вы практикуете, а сверху падают доски, фанера, банки с красками. Это опасно.
3. Старая вихара, очень старая. Тоже опасно. Аварийное положение. Состояние не то. Вы медитируйте, а вокруг стены падают. Попробуйте медитировать на Лиговском в старом доме, где обваливается потолок. Или, например, на Фукусиме в Японии, на разрушенной электростанции…
4. Нельзя медитировать около дороги, потому что будет постоянный шум — машины, люди.
5. Нельзя медитировать около колодца. В тайских деревнях люди приходят к колодцу, там все время девушки смеются, кто-то купается, разговаривает.
6. Нельзя медитировать глубоко в лесу, в джунглях. Поехал в лес, нашел заброшенный храм. Там опасно, потому что есть дикие животные, например.
7. Нельзя медитировать в монастыре, в котором очень много цветов. Туда постоянно приходят девушки, собирают цветы.
8. Нельзя медитировать в монастыре, где много фруктов. Есть такие фруктовые монастыри. Люди придут забирать фрукты, будут кидать камни, чтобы сбить манго. Однажды они попали мне по голове. Камни размером с манго. Человек сидит, медитирует около фруктовых деревьев. А люди кидают палки или камни. А потом берут фрукты, один раз кусают и кидают. И на следующий день приходят снова. Дети сказали мне: дайте яблоко. Они кусали один раз и кидали. Я говорю: ты видишь, что через 3-4 недели яблоки будут спелыми. А они уже 30 яблок кидали. Но, они говорят, все равно мы хотим яблок. Поэтому нельзя медитировать там, где фрукты. Там будет шум, скандалы…
9. Нельзя медитировать в вихаре, где много людей, в многолюдном монастыре. Там толпы практикующих, это будет мешать.
10. Нельзя медитировать около города, даже на окраине города и тем более в центре, где постоянно музыка, дискотека. Монахи не медитируют, а слушают музыку. В апреле в Таиланде отмечают Новый год. Когда детям есть 9 лет, родители отправляют детей в монастырь на 1 месяц. Все подростки с 9 до 15 лет 1 месяц в жизни проводят в монастыре. В апреле в Таиланде каникулы, потому что новый год. 13 апреля уже начинается празднование… 12 апреля монахи уже не медитируют. Они празднуют новый год. Монастырь находится возле деревни. Там праздник, музыка громко играет, карнавал. Везде праздник. Вокруг монастыря настоящая дискотека. Я говорю ученикам: сейчас медитация. Они сидят, потом говорят: учитель можно мы посмотрим на танцовщиц? Мы чуть-чуть посмотрим. Мы около забора постоим… Я говорю нет. А потом я специально лег спать рано. Заставил маленьких монахов выключить свет. Я выключил свет у себя в комнате и через некоторое время я видел в окно, как 70 монахов тихо пошли к забору. Корпоративно. Каучуковое дерево огромное растет рядом. Около монастыря — школа, там поле, где идет концерт. В деревне сделали кассы, проход специальный, чтобы собирать деньги. А 30 монахов сидели на одном дереве. На каждой ветке — по монаху. Я взял большой и включил. И увидел монахов на дереве. Ведущий концерта тоже заметил, что на дереве сидят монахи. И сказал: «Сегодня хороший концерт! Посмотрите на монастырь — там 70 монахов на деревьях!». Они еще весь свет на монахов направили. И люди приветственно кричали, а молодые монахи упали. Я спросил у них: ну как концерт? кто был на концерте? А потом люди готовили пищу, принесли монахам. Люди пришли и смеялись. Каждый человек спросил: ну что, как концерт? Маленькие монахи — это дети деревенских жителей. Взрослые долго смеялись. Поэтому Будда говорил, что монастырь около города не подходит для практики, монастырь в центре города — тоже.
11. Нельзя практиковать в вихаре около леса, где люди собирают дрова. Где дрова — там девушки, мальчики, поют, разговаривают, собирают грибы, фрукты. Храм нельзя там ставить.
12. Не подходит вихара около рисового поля. Можно повредить урожай.
13. Нельзя строить храм в деревне, где люди конфликтуют. Оттуда надо уезжать. Как медитировать, если там конфликты, жители конфликтуют, монахи…
14. Нельзя строить храм около причала, порта. Там постоянно лодки, товары, разгрузка, погрузка, люди кричат, нет тишины.
15. Плохо подходит храм около границы между государствами. Есть пример. 2 месяца назад был конфликт Таиланда и Камбоджи. Кхмеры построили монастырь на территории Таиланда. Специально. Там монахи и люди обычные… Таиланд сказал: это наша территория. А они ответили: какая карта, если это наш храм! Кхмеры начали бомбить, отправили войска. Потом тайская армия бомбила храм. Нельзя строить храм на границе. Там война, а человек медитирует. Монахи могут погибнуть.
16. Также нельзя строить монастырь в пограничной зоне.
17. Нельзя практиковать там, где нет сапайя вообще. Нет удобств, нет уюта, сложно найти пищу, нет знаний, нет учителей, нет полезных людей, нет полезной еды, нет хорошего климата.
18. Трудно медитировать там, где вообще нет благородных друзей, где нет умных учителей. Вы поехали в монастырь, а там тупые монахи. Пошел в монастырь, а там никто ничего не знает. 30 лет человек в монашестве, и ничего не знает. Вы спросили монахов, сказали: «дайте учение», а они не знаю. Они тут живут, кушают, не практикую, ничего не знают. В таких условиях нельзя медитировать.
И есть места, в которых Будда рекомендовал медитировать:
1. Храм, который не очень близко, не очень далеко
2. Храм, где днем не шумно, не многолюдно, и ночью спокойно
3. Место, где не так много москитов, где не очень жарко, не холодно. Где нет ядовитых животных. В Таиланде есть разные виды змей. Я чувствую, что попа болит. Как наркоз. Потом руки трясутся. Больно. Я медитировал и почувствовал, что кто-то ползет. По-русски называется скалапендра. Маленькая такая. Я тащил ее и кидал. Она укусила без предупреждения. Или если говорить про медитацию вечером. Я думал в Таиланде: хорошо, скоро будет новолуние. Очистил себе дорожку 5-7 метров. Сделал мягкий песок. Я говорил себе: все, буду практиковать медитацию при ходьбе. Ходил и вдруг почувствовал боль в ноге. Я ходил туда-обратно, и я видел, что скорпион хотел меня укусить. Надо защищать место для медитации. Надо зажигать листья, чистить пространство и медитировать.
4. Место, где можно найти одеяния, пищу, жилье, лекарство
5. Место, где можно общаться с мудрыми и образованными учителями.
Это все, что я могу сказать сегодня о практике медитации. Я надеюсь, что это принесет вам пользу. Давайте медитировать.