Морально-психологический — это уровень контроля настроения. Особенно нужно контролировать гнев, это когда человек раздраженный. Если человек не может победить гнев — это значит он не может победить себя.
Надо победить до конца: знать, изучать те неприятные ощущения, которые находятся на душе. Человек, который не узнает и не контролирует свой гнев — слабый человек. Чтобы победить гнев, мы можем использовать только терпение. Победить зло, плохое настроение, неприятные ощущения. Почему я выбрал гнев? Потому, что гнев считается опасностью. Что значит опасность? Когда человеку кажется, что он в опасности — это значит он не только чувствует, что он в опасности, но и сам создал их. Потому что он думает, что его настроения и ощущения — это хозяева души. Поэтому Будда говорил, что победить такие слабости помогает только терпение — кшанти. Без кшанти — никак. Человек, у которого нет кшанти, не может испытать состояние Бога, состояние просветления. В Махаяне человек, который не победил гнев, не ощущает состояния Бодхичитты. Вы знаете это слово? «Бодхи» — это значит просветление, «читта» — значит душа. Пробужденная душа. В Христианстве это называется состояние Бога. Я принял прибежище Бодхисатвы. И я заметил, что и в Махаяне, и в Хинаяне, и в Тхераваде терпение — это сущность, опора практики. Если человек не имеет терпения, он не может практиковать никакие Дхармы, никакие учения. Он может сказать, мол, есть такие практики важные, но у самого — нет терпения.
Синоним слова «терпение» — «сдержанность». Когда я говорю «терпение», русский человек понимает это как устойчивость к физическим трудностям. Сюда же можно отнести и психологическую устойчивость. А когда мы говорим о моральном и духовном аспектах, подходит слово «сдержанность». На санскрите это будет одно слово — «кшанти». Поэтому мы будем говорить не только о терпении, но и о сдержанности, вы понимаете, да? Почему человек не может сохранить секрет? У меня такая практика, потому что я учился дипломатии очень долго — надо сохранить секрет. Чтобы уметь это делать, нужно иметь два качества: терпение и сдержанность. Вы можете знать очень много, но ничего не надо говорить. Я преподавал на международных отношениях и смотрел, кто будет хорошим дипломатом. Если человек постоянно говорит сплетни, я ставлю тройку, даже если человек хорошо учится. Потому что у него нет качества дипломата. Человек говорит: «Почему? Я учился хорошо. Я писал письменно — посмотри». Я говорю: «Ну-ка, расскажите о друзьях. Расскажите о друге, которого Вы знаете ближе всего. Скажите о его характере». Он говорил, говорил… Я поставил тройку, говорю прямо: «У Вас нет характера дипломата». Он говорит: «Зачем мне качества дипломата?» — «А зачем Вы учитесь на дипломатии, уже на втором курсе, если у Вас нет этих качеств?» Поэтому, чтобы быть буддистом, быть духовным человеком, нужно иметь терпение и сдержанность. И не надо слишком много говорить о себе. Человек, который так поступает — слабый. Если он еще и жалуется все время, и слишком много критикует других, Будда говорил: «Ты не можешь практиковать дальше, другие какие-то учения. Ты не можешь продолжать, потому что ты слабый. Терпения нет. Ты не можешь сидеть и молчать. Разве то, что ты говорил, имеет значение? Нет. Ничего хорошего в этом нет».
Я ничего хорошего не видел от человека, который говорит сплетни, много думает и много критикует. Поэтому качества терпения и сдержанности считаются одними из самых высоких — и самых фундаментальных в учении. Самое верхнее и самое нижнее, если по вертикали смотреть. А поверните горизонтально — окажутся на одном уровне, одно и тоже. Поэтому терпение и сдержанность очень нужны для любой практики. Если у человека нет кшанти совсем, это значит, что внимательности и осознанности тоже нет. Чтобы контролировать чувства, ощущения, когда не надо говорить, не надо думать, должна работать система ума, система внутренней активности. У человека, который много и неаккуратно говорит, ум находится в состоянии сна. Поэтому требуется очень высокая активность. Люди думают: «А, терпение, терпение… Не имеет никакого отношения к практике». На самом деле это очень важно.
Кроме терпения и сдержанности, одним словом — «кшанти», есть еще одно качество. На санскрите или на пали называется «сорача» — скромность. Это тоже очень важное качество для человека, который практикует. Слабость человека в том, что он требует очень высокого уважения. Не надо требовать уважения ни от кого. Если кто-то не уважает, это не наше дело. Если Константин меня не уважает — и я чувствую себя очень плохо: «Блин, он меня не уважает! Как?!», — это слабость. Если возникают такие эмоции, значит у человека нет скромности. Тебе какая разница, человек уважает или не уважает тебя? Если ты сильный человек, почему ты требуешь уважения? Я сегодня ехал с проспекта Ветеранов на метро. Молодой человек в наушниках пританцовывает и толкает меня. Я снял с него наушники и говорю: «Вы заметили, что мешаете мне?». Он отвечает: «А тебе какая разница?». Я говорю: «Я хочу, что бы ты чувствовал — очень большая разница». Я выходил на «Техноложке» и на прощание пихнул его локтем один раз. Он говорит: «Почему Вы ударили меня?» Люди смеялись вокруг, потому что он толкал меня очень долго. Говорили: «Правильно». Я не хотел показать, что я очень агрессивный, просто надо научить.
Скромность — это не значит чувствовать себя мелким. Скромность требует очень высокой мудрости. Надо сделать, когда надо. Надо научить людей, когда надо. Надо говорить, когда надо. Если бы я так не сделал, он бы никогда не почувствовал, что нельзя трогать иностранца. Человека, который приехал и любит Россию даже больше, чем он сам. Он слушает американскую музыку, а я думаю, как я могу сделать лучше для русских. И толкает иностранца. Он не ощущает, что очень важное качество — быть скромным.
Люди думают, что скромный, спокойный — это хорошо. Но не надо путать скромность и слабость. Вы можете быть очень наглым — и очень скромным. Это требует очень высокого решения, очень высокого понимания. Когда вы находитесь на таком уровне, что не зависите от уважения окружающих.
Поэтому кшанти и сорача всегда вместе. Надо найти гармонию. Будда говорил, что терпение и скромность делают человека красивым — это дхарма красоты. Когда человек терпелив и сдержан, его поведение, его характер, его манеры очень красивы. Он становится одухотворенней, деликатней.
Посмотрите, когда девушка очень красива — и постоянно сердится на кого-то, очень злая, очень нервная. Физически это может быть красота, но морально это уже не красота. И мужчина тоже. Я уже говорил, что русские мужчины очень красивы физически, пропорциональны. Но проблема в том, что терпения не хватает. Сдержанности не хватает, и скромности не хватает. Поэтому я говорю, что очень трудно найти хороших людей, симпатичных людей. Людей, которые имеют кшанти и сороча. Эти качества — короткий путь к пробуждению. Это основной обет Бодхисатвы — будущего Будды. Если вы хотите достигнуть чего-то, то терпение, сдержанность и скромность — основные качества.
Мы забыли об основе, много говорим о философии, которая очень высока, очень непонятна. О медитации… Поэтому сегодня я дал фундаментальную, базовую информацию для практики. Если фундамент дома не крепкий, то и сам дом не крепкий. Если мы хотим построить высокий дом, нам нужен глубокий и прочный фундамент. А фундамент — это терпение, сдержанность и скромность.